Автор: протоиерей Борис Балашов
В день памяти святителя Тихона Задонского.
В день памяти святителя Тихона Задонского Церковь предлагает к прочтению небольшой евангельский отрывок, в котором говорится, что мы должны быть светильниками веры в этом мире: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:15).
В этом мире нам сияет Солнце правды – Христос, но люди вправе не захотеть это увидеть, оставшись в духовной тьме. Однако даже внешнее благополучие рано или поздно перестает доставлять радость, человек ощущает неполноту жизни и счастья.
Чтобы открыть источник настоящей жизни, нужно обрести Христа. Лишь немногие из нас восприняли веру в семье, но это не повод отчаиваться: Евангелие сейчас доступно всем. Это не роман и не жизнеописание, а живая пища для души и тот источник, который может утолить духовную жажду человека.
Некоторые хорошие книги мы перечитываем несколько раз, а с Евангелием дело обстоит иначе – христиане читают его ежедневно. И чем дольше со вниманием человек читает Евангелие, тем глубже он его понимает. Общение со Христом, которое происходит при чтении Евангелия, похоже на общение с близким, дорогим и любимым человеком, встречаясь с которым, мы каждый раз жаждем новой встречи.
Евангелие – не просто книга, это нечто живое: слова Христовы, обращенные к нам, к каждой человеческой душе, в каком бы состоянии и возрасте человек ни находился. И это слово оживает для нас, когда мы вдумчиво читаем его и стараемся исполнять.
От людей нецерковных или не укорененных в вере часто приходится слышать, что Евангелие неисполнимо. Без веры – да, неисполнимо, а с верой возможно всё! Евангелие и молитва – это живая связь с Богом, именно она позволяет сделать то, что кажется невозможным.
Евангелие является для нас святыней, как и иконы. Икона – изображение Бога, святых – это не портрет, показывающий сиюминутное состояние, а изображение, передающее духовную суть той или иной личности: Христа, Богоматери или святых, являющее состояние изображаемого не в земной жизни, а в Царствии Небесном. Икона приоткрывает нам иную реальность, чтобы мы отражали свет Божественной любви и несли его в этот мир. Евангелие – это тоже икона, но словесная, отражающая истину и любовь Божью. К Евангелию мы тоже прикладываемся, целуем его как икону. Поэтому православные христиане – прихожане храма – вместе идут к Богу (букв. «приход» – возвращение, движение домой, то есть к Богу, в Его Небесное Царство), обращаются к Евангелию ежедневно, чтобы с ним соизмерять свою жизнь.
Святыни нужны нам для спасения. Но человек трёхсоставен: помимо духа, души, у нас есть жизнь телесная. Наша земная жизнь крайне ценна, потому что ведёт нас к бессмертию – уже здесь, на земле, мы начинаем созидать Божье Царство и приобщаться к нему.
Сейчас, когда идут военные действия, всё вышесказанное обретает особый смысл. Порой происходит необъяснимое: как может, например, заламинированная иконка в кармане солдатского кителя или карманное Евангелие из числа тех, что были изданы нашим приходом недавно и переданы на передовую, задержать осколок снаряда, который броню пробивает? А ведь такие вещи происходят, это реальные истории очевидцев, подтверждённые фактами. Святыня действует не только в духовном пространстве, но и в нашем материальном мире!
Если говорить о святителе Тихоне Задонском, он очень глубоко воспринял Евангелие в самом раннем возрасте. Семья была бедной, но весь уклад их жизни был проникнут евангельским духом.
Будучи ещё совсем ребёнком, Тимофей, как звали епископа Тихона до монашеского пострига, вынужден был трудиться на соседских огородах, чтобы заработать хотя бы на кусок чёрного хлеба. Отец был псаломщиком в сельском храме, рано умер, и Тимофей его не помнил. Мать осталась одна с шестью детьми, жили очень тяжело, но за Бога и Церковь держались всеми силами. И они не оставались одинокими в тяготах и скорбях, ведь у них была живая связь с Богом!
В том же селе жил состоятельный человек, ямщик, который прекрасно знал семью Тимофея, видел, какой мальчик скромный, спокойный и хороший. Ямщик был готов взять его к себе, усыновить и обучить своему труду. Заманчивое предложение для матери! Сын жил бы в довольстве, сытости, и даже семье смог бы потом помогать… Но она была против, и не потому, что ямщик был плохим человеком. Их семья была малой церковью – домашней христианской общиной. Как говорит Христос: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19,20).
Но настал момент, когда было совсем тяжело и нечем было кормить детей. Мать, взяв сына за руку, повела его к ямщику. Однако Господь распорядился иначе: домой тогда зашёл старший сын и, не застав мать с братом, бросился им вслед. Догнал их, пал на колени и стал умолять не отдавать Тимофея ямщику. Брат служил в городе псаломщиком, тоже жил в нужде, но готов был обучить своего братишку, чтоб и тот мог стать псаломщиком: лучше жить в нужде, но Богу служить! Потому что это служение давало людям такую радость, по сравнению с которой всякая другая радость казалась мелкой. Так Тимофей остался в своей семье.
Когда мальчику было 15 лет, мама умерла, но и в нужде, и в больших трудностях Бог вёл его по жизни. Тимофей научился у матери не чувствовать себя одиноким, живя с Богом, и потому в самых сложных обстоятельствах не сломался, ощущая Божию поддержку. Такая связь веры с Господом, выражавшаяся во вдумчивом чтении Евангелия, исполнении Божьих заповедей и искренней молитве, освящает человека.
Дальше Бог устроил его жизненный путь: Тимофей, в монашестве Тихон, стал епископом, но из-за того, что имел слабое здоровье, служение его было очень кратким – около пяти лет. Однако за такой короткий срок для огромной Воронежской епархии он сделал настолько много, что это кажется невероятным! Люди тянулись к нему, потому что видели в нём тот свет Божественной любви, который несёт живая горячая вера.
Здоровье ухудшилось, святитель Тихон был вынужден оставить епископство, но и это было не случайно. По воле Господа он встал на путь нового служения, столь необходимого в безбожном XVIII веке, когда предпринимались попытки перестроить церковную жизнь по западному образцу, стали распространяться атеизм и французское «свободомыслие». Святитель стал духоносным старцем: имея живое общение с Богом, нёс людям любовь, помогал словом и делом.
Всё, что жертвовали верующие, он раздавал нуждающимся: немощным, заключенным, крестьянским детям – всех старался поддержать и укрепить, потому что знал силу нужды, понимал, как она ломает человека. Тысячи людей находили у него помощь, для всех святитель Тихон был путеводной звездой в этом холодном мире! Господь прославил человека когда-то обездоленного и сделал его великим святым, светильником веры. Мы можем сравнить Тихона Задонского с Серафимом Саровским, хотя образ жизни святителя был иным.
Батюшка Серафим, когда люди сетовали на скорбные обстоятельства и нерешаемые проблемы, говорил с любовью: «Чадо, молю тебя, стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся!»
Свет Божий, который мы можем обрести в своём сердце, помогает не только нам самим жить по-Божьи, но и позволяет решать те проблемы, с которыми без Бога справиться невозможно. Когда рядом есть человек, живущий Евангелием, Божественной любовью, жить становится теплее всем, потому что люди этот свет своими сердцами воспринимают, и им становится духовно теплее.
Такой удивительный образ нам предлагает Церковь в день памяти нашего храмового святого. Святитель Тихон Задонский – человек любящий, духовно тонкий, который, приобретя любовь к Богу, дарил её свет людям, и они оживали, а значит Господь всё более и более согревал и его Своими дарами. И, если мы будем учиться у него так верить и любить, тогда будем ощущать подлинную радость жизни с Богом и в земном бытии, и в вечности. Аминь.
Фото иконы: www.museums-48.ru