Автор: протоиерей Александр Союзов
Сегодня очень теплый, торжественный праздник – Успение Пресвятой Богородицы. В преддверии праздника я посмотрел, сколько в России храмов, освященных в честь Успения и оказалось, что из четырёх праздников – Успения, Пасхи, Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, больше всего храмов посвящено Успению, их в России около двух с половиной тысяч. Всего храмов в честь Успения и Рождества Богородицы чуть менее четырех с половиной тысяч, тогда как количество храмов, освященных в честь Рождества Христова и Его Воскресения около двух тысяч. То есть храмов, посвященных двум Богородичным праздникам, в два раза больше.
Так на Руси было всегда. Изначально в Киевском и Новгородском кафедральных Софийских соборах, посвященных Господу Иисусу Христу (Софии – Премудрости Божией), престольными праздниками были Рождество Пресвятой Богородицы (в Киеве), и Успение (в Новгороде).
Такая интересная статистика заставляет задуматься: почему мы веруем во Христа, Святую Троицу, а храмов, посвященных Христу и тем более Троице меньше, чем храмов Богородичных, и это не считая множества церквей, освященных в честь чудотворных икон Божьей Матери – Казанской, Владимирской, Иверской и т.д.
Ответ, на самом деле, очень простой: Иисус Христос – Богочеловек, а мы с вами просто люди. Христос нас зовёт к обожению, но нам это бывает не совсем понятно, а Божья Матерь – Человек, Который вошёл в тайну Святой Троицы, Человек Соединившийся с Богом, Человек, Который не умер. Произошло Успение, и Богородица, в отличие даже от святых людей воскресла: когда апостолы пришли в гробницу, Её тела там не оказалось. То есть Она сумела пройти путь от Человека до Бога будучи на земле, – путь который предлагается Богом каждому, и каждый интуитивно это чувствует. Видимо поэтому обращаться к Божьей Матери с молитвой нам проще. Ну и вообще человеку, пока он маленький, свойственно чаще говорить с Мамой, чем с Отцом.
Поэтому почитание Божьей Матери на нашей Родине было «народнее», то есть ближе, понятнее и проще. Праздник Успения и Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, к которому вскоре нам предстоит прикоснуться, составляют конец и начало церковного года.
Здесь происходит соединение нашего земного, предназначенного к обожению, с Небесным, сходящим на землю помочь нам в этом. Чтобы мы не прожили свою жизнь только как биологический вид, весь смысл которого состоит лишь в продлении рода, ведь каждая душа, какой бы грешной она ни была, призывается в Царствие Божие.
Человек рождается не только для того, чтобы есть пить и размножаться, а потом заболеть и умереть, он призван войти туда, в Божье Царство. Но сделать это нужно не когда-то потом, это нельзя откладывать на завтра: «Сегодня я не готов быть святым, быть с Богом», «Господи, я только дела свои все переделаю, а потом обязательно к Тебе приду…» Дело в том, что «потом» может не наступить!
Это подвижники, которые постоянно общались с Богом, знали своё «потом», ведь им являлись и святые, и Божья Матерь, и Господь, Которые сообщали, что нужно делать и сколько осталось жить. Такому человеку было более легко и понятно, потому что он уже жил с Богом, научился этому, и хотя – да, умирать больно, тяжело, страшно, держат грехи, которыми мы связаны, впереди у каждого Страшный суд, и каждый человек знает, что имеет страсти, с которыми он не готов расстаться (покаялся, вышел с исповеди и снова в эту же грязь упал…).
И так живём мы в каком-то «бытовом ослеплении», думаем, что Царство Небесное, Церковь – где-то в храме, где-то далеко от нас. Нет! Ангелы-хранители вокруг нас, святые – близко, только позовите! Мы незнакомого человека зовём, и он откликается, так неужели святые нас не слышат? Просто мы к ним не так часто обращаемся или обращаемся не с той молитвой.
Мы молимся не как Христос в Гефсиманском саду: «Господи, пусть будет воля Твоя!», а «Господи, дай, дай, дай!» Господь же хочет, чтобы мы стали Его руками здесь, на земле, Его волю творили, показывали людям, что такое христианство! Тогда Он будет нам быстро и сильно помогать!
Господи, да будет воля Твоя! Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь!
Фото Юлии Павлюк