Image

О фильме «Календарь ма(й)я»

Автор: Юлия Павлюк

Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я»

Недавно мы с сыном посмотрели фильм «Календарь ма(й)я» (реж. Виктория Фанасютина), вышедший на экраны год назад. Фильм ориентирован на подростковую аудиторию, снят по книге Виктории Ледерман, получившей за нее в 2014 году приз детского жюри конкурса им. В.П. Крапивина и на сегодняшний день переизданной уже девять раз.

Фильм замечательный, по отзывам в сети, сценарий максимально соответствует авторскому тексту (книга есть в школьной программе 6 класса, но у сына времени её прочесть не хватило). По мнению самой писательницы, экранизация и актёры идеально раскрывают идею и художественный замысел произведения.

Жанр киноленты – фантастика, действие происходит в наше время, в Санкт-Петербурге. Учащиеся 6 класса отправляются на экскурсию в Гатчину, которая обещает быть скучнейшей, но по дороге водитель автобуса и учительница, желая хоть как-то «выдернуть» детей из обыденности и телефонов, решают показать им настоящие археологические раскопки.

По воле Божьей (в фильме – случая) трое ребят, которых в классе принято «травить», втискиваются на два оставшихся в салоне автобуса места и с этого момента становятся главными героями происходящего.

Юра Карасёв – безобидный толстяк, очкарик, «ботаник», типичная жертва буллинга – сейчас переживает смерть дедушки. Воспитанный в любви, он и сам оказывается способным быть добрым к своим одноклассникам, несмотря на их грубость.

Лена Зюзина – рыжая «дылда», но ей, в отличие от Юры, «палец в рот не клади». Лене не позавидуешь: отец в тюрьме, мама болеет, и на плечах девочки полностью лежит забота о трёх братьях и сестре. Она покупает продукты, готовит, заботится о малышах, моет полы в подъезде, чтобы подработать. Но надежда есть – папа скоро должен вернуться домой, надо просто потерпеть.

Одиночкой чувствует себя и Глеб Елизаров – новичок, ожесточенный из-за семейной драмы. Мама умерла, отец поглощен новыми отношениями, которые вынужден скрывать, поскольку сын стал препятствием к созданию семьи. Незадолго до свадьбы мальчик пообещал папиной невесте (роль обаятельной медсестры исполняет Равшана Куркова) покончить с собой, если она придёт в ЗАГС. Чувствуя, что отец от него отдалился, Глеб очень страдает.

В раскопе ребята видят камень с непонятными знаками. Желая «заселфиться» на их фоне, один из школьников предполагает, что это письмена майя (о конце света, связанном с концом их календаря в 2012-м многие говорили всерьёз), а неугомонный Елизаров добавляет к надписи на камне текущую дату – 23.05. С этого момента для Юры, Лены и Глеба время поворачивает вспять: следующий день становится для них не 24-м, а 22-м мая, затем наступает 21-е и так далее, до тех пор, пока ребята не найдут ключ к разгадке происходящего.

Времени у них не так много, ведь через 13 лет их просто не станет, а до исчезновения надписи, которую нужно исправить, и вовсе остаются считанные дни. Необходимость действовать сообща объединяет, они учатся помогать друг другу, становятся добрее. Глеб Елизаров формулирует, наверное, главный вопрос фильма: как можно в прошлом стереть то, что появится только в будущем? Здесь автор касается темы покаяния, ведь эти трое ребят оказываются в лабиринте времени неслучайно: у каждого из них есть нерешенные проблемы.

Юра винит себя в смерти дедушки-археолога, потому что, окажись он дома, когда у деда случился сердечный приступ, всё могло бы сложиться иначе. Возможно теперь, когда время течёт назад, дедушку можно вернуть? Но умирающему понадобится врач, и Глебу приходится всерьёз задуматься о том, чтобы попросить прощения у потенциальной мачехи. Уговаривая его сделать этот сложный шаг, Лена вдруг осознаёт, что есть человек, которому и она в своё время в прощении отказала.

Так ребята начинают осмыслять своё прошлое. Самым сложным для них оказывается понять чувства других людей. Но дети осознают, что покаяться, как и простить себя нельзя «понарошку», потому что тогда ничего изменить не получится. Это всё равно, что превратить в насмешку Прощеное воскресенье, как мы делаем из года в год, прося прощения у тех, перед кем ни в чём не виноваты и наоборот.

Оказывается, у древних майя в календаре «Тунук», который состоит из 13 месяцев по 28 дней, тоже есть «день всеобщего прощения». Этот «лишний» день, не входящий ни в один месяц, объявлен «вне времени» и отмечается как праздник вселенского мира, после него начинается новый годовой цикл. Возможно писательница взяла эту концепцию как основу для своей истории, но в фильме она не озвучивается. Думаю, это не так важно, потому что любой сюжет интересен аллюзиями, даже, если их создаёт не автор.

К удивлению Глеба Елизарова, который, казалось бы, всё исправил в прошлом, «магия» не сработала: попасть назад в будущее смог только он. Лена и Юра вернулись позже: для этого их другу понадобилось прожить ещё один новый день иначе, учитывая ошибки прошлого.

«Возможно, майя ни при чём, но это был самый долгий май в моей жизни!», – говорит Глеб в конце фильма. Конечно, майя здесь ни при чём! Зато это имеет прямое отношение к православию, и очень жаль, что наши дети из фильма об этом не узнают.


 

Последние новости

Отошел ко Господу настоятель Скорбященского храма прот. Борис Балашов

Сегодня, 1 сентября, после продолжительной болезни мирно отошёл ко Господу настоятель Скорбященского храма протоиерей Борис Балашов. Помолимся о…

Сен 1, 2025

Иконография преподобного Сергия Радонежского

Преподобного Сергия вскоре после обретения мощей стали достаточно часто изображать в многофигурных композициях в числе наиболее почитаемых святых.…

Июл 18, 2025

17 июля – память свт. Андрея, архиепископа Критского

Святитель Андрей Критский первым стал писать богослужебные каноны

Июл 16, 2025
О фильме «Календарь ма(й)я»