Автор: Юлия Павлюк
Кадр из к/ф «Календарь ма(й)я»
Недавно мы с сыном посмотрели фильм «Календарь ма(й)я» (реж. Виктория Фанасютина), вышедший на экраны год назад. Фильм ориентирован на подростковую аудиторию, снят по книге Виктории Ледерман, получившей за нее в 2014 году приз детского жюри конкурса им. В.П. Крапивина и на сегодняшний день переизданной уже девять раз.
Фильм замечательный, по отзывам в сети, сценарий максимально соответствует авторскому тексту (книга есть в школьной программе 6 класса, но у сына времени её прочесть не хватило). По мнению самой писательницы, экранизация и актёры идеально раскрывают идею и художественный замысел произведения.
Жанр киноленты – фантастика, действие происходит в наше время, в Санкт-Петербурге. Учащиеся 6 класса отправляются на экскурсию в Гатчину, которая обещает быть скучнейшей, но по дороге водитель автобуса и учительница, желая хоть как-то «выдернуть» детей из обыденности и телефонов, решают показать им настоящие археологические раскопки.
По воле Божьей (в фильме – случая) трое ребят, которых в классе принято «травить», втискиваются на два оставшихся в салоне автобуса места и с этого момента становятся главными героями происходящего.
Юра Карасёв – безобидный толстяк, очкарик, «ботаник», типичная жертва буллинга – сейчас переживает смерть дедушки. Воспитанный в любви, он и сам оказывается способным быть добрым к своим одноклассникам, несмотря на их грубость.
Лена Зюзина – рыжая «дылда», но ей, в отличие от Юры, «палец в рот не клади». Лене не позавидуешь: отец в тюрьме, мама болеет, и на плечах девочки полностью лежит забота о трёх братьях и сестре. Она покупает продукты, готовит, заботится о малышах, моет полы в подъезде, чтобы подработать. Но надежда есть – папа скоро должен вернуться домой, надо просто потерпеть.
Одиночкой чувствует себя и Глеб Елизаров – новичок, ожесточенный из-за семейной драмы. Мама умерла, отец поглощен новыми отношениями, которые вынужден скрывать, поскольку сын стал препятствием к созданию семьи. Незадолго до свадьбы мальчик пообещал папиной невесте (роль обаятельной медсестры исполняет Равшана Куркова) покончить с собой, если она придёт в ЗАГС. Чувствуя, что отец от него отдалился, Глеб очень страдает.
В раскопе ребята видят камень с непонятными знаками. Желая «заселфиться» на их фоне, один из школьников предполагает, что это письмена майя (о конце света, связанном с концом их календаря в 2012-м многие говорили всерьёз), а неугомонный Елизаров добавляет к надписи на камне текущую дату – 23.05. С этого момента для Юры, Лены и Глеба время поворачивает вспять: следующий день становится для них не 24-м, а 22-м мая, затем наступает 21-е и так далее, до тех пор, пока ребята не найдут ключ к разгадке происходящего.
Времени у них не так много, ведь через 13 лет их просто не станет, а до исчезновения надписи, которую нужно исправить, и вовсе остаются считанные дни. Необходимость действовать сообща объединяет, они учатся помогать друг другу, становятся добрее. Глеб Елизаров формулирует, наверное, главный вопрос фильма: как можно в прошлом стереть то, что появится только в будущем? Здесь автор касается темы покаяния, ведь эти трое ребят оказываются в лабиринте времени неслучайно: у каждого из них есть нерешенные проблемы.
Юра винит себя в смерти дедушки-археолога, потому что, окажись он дома, когда у деда случился сердечный приступ, всё могло бы сложиться иначе. Возможно теперь, когда время течёт назад, дедушку можно вернуть? Но умирающему понадобится врач, и Глебу приходится всерьёз задуматься о том, чтобы попросить прощения у потенциальной мачехи. Уговаривая его сделать этот сложный шаг, Лена вдруг осознаёт, что есть человек, которому и она в своё время в прощении отказала.
Так ребята начинают осмыслять своё прошлое. Самым сложным для них оказывается понять чувства других людей. Но дети осознают, что покаяться, как и простить себя нельзя «понарошку», потому что тогда ничего изменить не получится. Это всё равно, что превратить в насмешку Прощеное воскресенье, как мы делаем из года в год, прося прощения у тех, перед кем ни в чём не виноваты и наоборот.
Оказывается, у древних майя в календаре «Тунук», который состоит из 13 месяцев по 28 дней, тоже есть «день всеобщего прощения». Этот «лишний» день, не входящий ни в один месяц, объявлен «вне времени» и отмечается как праздник вселенского мира, после него начинается новый годовой цикл. Возможно писательница взяла эту концепцию как основу для своей истории, но в фильме она не озвучивается. Думаю, это не так важно, потому что любой сюжет интересен аллюзиями, даже, если их создаёт не автор.
К удивлению Глеба Елизарова, который, казалось бы, всё исправил в прошлом, «магия» не сработала: попасть назад в будущее смог только он. Лена и Юра вернулись позже: для этого их другу понадобилось прожить ещё один новый день иначе, учитывая ошибки прошлого.
«Возможно, майя ни при чём, но это был самый долгий май в моей жизни!», – говорит Глеб в конце фильма. Конечно, майя здесь ни при чём! Зато это имеет прямое отношение к православию, и очень жаль, что наши дети из фильма об этом не узнают.