Автор: протоиерей Евгений Мальков
Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник является началом нашего спасения, ведь благодаря Деве Марии Господь вошёл в нашу земную жизнь. Подчас вызывает удивление Её вера, и мы задаемся вопросом, можем ли мы хотя бы отчасти научиться так верить слову Христа.
Чтобы это понять, нужно разобраться, а во что же мы с вами верим? Людей, которым чужда любая вера не так много, и, по сути, верить можно во что угодно: в астрологию, гадания, пророчества. Можно быть очень суеверным или искать истину в сектантстве или магических культах. Главное в том, что впуская все это в свою душу человек не становится лучше. Он может приобрести новые знания, но, в результате, и они принесут вред. Даже многие христиане верят в приметы, но разве это делает человека ближе к Богу? Конечно, нет.
И бесы веруют и трепещут (Иак.2:19), – говорится в Соборных Посланиях, и мы понимаем: мало исповедовать, что Бог существует, – важнейшим аспектом истинной веры является доверие Богу. Как ребенок без прекословия доверяет матери и отцу, когда они ведут его за руку. Имеем ли мы такое же доверие к Богу, когда Он ведёт нас по жизни? Нет! Мы выражаем недовольство, сопротивляемся и выбираем другой путь. Возможно, у нас будет возможность вернуться, но это будет новый выбор, другая ситуация, и мы сами будем уже другими. А сейчас, конкретно в этой ситуации, мы проявляем недоверие. Данная Богом свобода подразумевает возможность выбора, но к сожалению, часто это не идёт нам во благо.
У Пресвятой Богородицы было иначе: сначала Она доверяла родителям, потом священникам, которые воспитывали Её при храме, позже доверилась Иосифу и результатом Её доверия, вершиной смирения стало всецелое доверие и послушание Богу. Дева Мария не понимала, как станет Богоматерью, Она просто доверяла Богу.
Но и доверие – это ещё не всё. Апостолы доверяли Христу, но фактически предали Его. Во время Распятия на Голгофе рядом со Христом были Богородица и апостол Иоанн. Пресвятая Дева оказалась тверже учеников, которые каждый день в течение трёх лет слушали Христа. Они учили, проповедовали, воскрешали, и в самое тяжкое время для своего Учителя оказались малодушными! Верными остались Богородица, жены-мироносицы – те, кто слышали Его, может, не так часто, но слова Спасителя были для них самыми главными, и преданность Христу они сохранили до самой смерти. Значит вера – не только уверенность в существовании Бога, но и доверие, и верность.
Когда мы начинаем анализировать свою христианскую жизнь, то понимаем, что во многих вещах, мягко говоря, «не дотягиваем». Нужно попоститься, но у нас тут же находится сто причин этого не делать: самое простое – «не могу», самое обычное – «по болезни». Надо помолиться – тоже есть множество оправданий, чтобы от этого уклониться.
Вспомним Гефсиманский сад: Иисус Христос молится, а учеников неудержимо клонит в сон. И мы с вами, казалось бы, находимся на Божественной литургии, где совершается величайшее таинство. Однако, нам тоже не до Христа. На службе очень легко и приятно думать о чём и о ком угодно, только не о Боге. И как быстро время бежит: если очень сильно задумаешься, литургия пролетает в один миг! Только пришёл – уже Причастие, ещё и причаститься можно, – как хорошо! Та же история, что в Гефсиманском саду: Христос молится, а мы спим. И хорошо бы успеть проснуться, пока не совершилось предательство, когда ничего исправить уже будет нельзя.
Наша вера созидается в постоянной борьбе со своей слабостью, грехом, со своим «сонным» состоянием, и каждый раз мы свою веру отстаиваем, поскольку она нелегко нам даётся. Но наша вера ещё неустойчива, она колеблется, стоит только каким-то внешним вещам коснуться нашей души. Поэтому надо учиться доверять Богу, быть верным Ему во что бы то ни стало и оставаться вместе с Ним. Аминь.
Фото Юлии Павлюк