Автор: протоиерей Борис Балашов
27 сентября Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня!
Вы знаете, что в древности крест был изощренным, мучительным орудием казни. Римляне переняли этот способ убивать у восточных народов. Дело в том, что на Востоке, в частности в древнем Израиле, распятие на древе было самой позорной казнью, ибо распятый считался еще и проклятым. Это была казнь для рабов, а свободных граждан могли казнить таким способом, чтобы опозорить их самих и весь их род. Церковь же один из величайших своих праздников посвящает Кресту! Мало того, храмы украшаются крестами, изображение креста вышивается на одеждах священников, их много внутри храмов, рядом с иконами, на самих иконах, христиане носят крест на груди, благоговейно прикладываются к нему. Почему?
Две тысячи лет назад близ города Иерусалима, на горе Голгофе, в пятницу, накануне еврейской пасхи, на трех крестах распяли трех человек. На двух повесили разбойников и грабителей. Они заслуживали такой конец и ни у кого не вызывали сочувствия. А на кресте между разбойниками умирал Человек, вину Которого не смог доказать никто. Кто-то подходил к Мученику и смеялся над Ним, а кто-то плакал и стенал, глядя на Его страдания. И только двое, застывшие в немой скорби у самого подножия Креста – Его Пречистая Мать и Его любимый ученик, сознавали, что на кресте, истерзанный и оплеванный, умирал Бог. Бог, Который так умалил Себя, что принял человеческую плоть от простой еврейской девушки.
Господь Иисус Христос Своей смертью и Воскресением разрушил преграду, воздвигнутую грехом между Богом и человеком. Он победил смерть и открыл нам Небо. Поэтому для нас Крест Христов не орудие смерти, а орудие спасения и залог Вечной Жизни. Каждому, кто хочет идти за Спасителем в мир вечной радости и любви, Господь говорит: Возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24); Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).
Что же это такое – наш собственный крест? Часто говорят, что наш крест – это жизненные трудности, скорби, болезни, семейные невзгоды. Но все это есть не только у христиан, но и у людей неверующих. Крест кресту рознь. Два разбойника висели на крестах рядом с Иисусом Христом, а в Царство Небесное вместе с Господом вошел только один.
Наш крест – это наше личное служение Богу, это наше преклонение перед Ним в духе и истине, это и терпеливое перенесение нами трудностей, скорбей и болезней. Христианское несение креста начинается тогда, когда человек всеми силами своей души припадает к кровоточащим ногам Распятого на Кресте Спасителя, омывается в сердечном и искреннем покаянии Его Святой Кровью и, укрепляясь Божией силой, Божией благодатью, начинает жить как послушное, любящее дитя своего Небесного Отца. Жить так, чтобы Господь всегда радовался о нас, а не скорбел, и является самым главным и самым трудным подвигом. Одних своих сил для этого не хватит. Поэтому преподобный Серафим Саровский и говорил, что цель жизни христианина – стяжание Духа Святого, то есть постоянное обогащение Божией силой – благодатью. Она дается христианину, если он живет духовной жизнью: читает Священное Писание, молится, постится, посещает богослужения в храме, исполняет заповеди Божии, следует учению Церкви.
Жизнь христианина – это постоянная борьба с грехом. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, повторяя мысль древнего христианского подвижника, говорил, что в этом мире идет война: дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Мы не зрители битвы – мы ее участники. Ведя в своем сердце с помощью Божией эту духовную борьбу, мы стремимся отвоевать себя, свои мысли, взгляды, чувства, поступки для Бога, чтобы у нас во всем был Христос, чтобы наше сердце стало обителью Пресвятой Троицы. И если творить добро становится такой же потребностью, как и дышать, и ты не ждешь за него благодарности, значит, Христос в тебе побеждает.
Великая сила для верующего в изображении и знамении Креста. Крестом ад побежден, и Креста все злые силы боятся. И Церковь в этот праздник возносит и воздвигает Крест Христов, чтобы этим знамением бороться со злом и побеждать врагов силою Христовою.
Господь Сам нес Свой Крест на Голгофу, обливаясь кровавым потом. Но Голгофа – это не конец, за Голгофой следует Воскресение. И у каждого из нас свой крестный путь, своя голгофа, но если только мы будем вместе со Христом, то за нашей голгофой обязательно последует радостное воскресение.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке», с. 72–74 (Издательство «Христианская жизнь», 2009 г.).
Фото Юлии Павлюк