Image

Встреча бесноватого со Христом (Лк.8:26–39)

Автор: протоиерей Борис Балашов

Встреча со Христом Гадаринского бесноватого является ярким событием, она описана у трёх евангелистов.

Сначала человек из-за какого-то греха, как правило, связанного с гордостью, рвёт свою живую связь с Богом. Потом, если разрушительный процесс не остановлен, рвётся связь с близкими людьми, с обществом. В конце концов человек оказывается в таком состоянии, что не может жить среди людей, как этот бесноватый, которого пытались сковывать даже цепями, но и они не смогли его удержать.

Жил он в скалах, в пещерах, называемых гробами, потому что там хоронили усопших, и окрестности оглашались страшными криками этого человека, который в страдании бился о камни. Но, хотя тёмная сила может причинить человеку большой вред, действие её ограничено Богом, иначе дьявол давно уничтожил бы всех людей, в том числе этого бесноватого. Но Человек – образ Божий, хранимый Богом!

И вот, Христос со Своими учениками высадился на этот берег, где люди старались не ходить, разве только свиней пасли, и бесноватый вышел им навстречу со словами: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8:28).

Этот человек никогда не встречался ранее со Христом, и Христос ничего плохого ему не сделал. Проблема в другом: для тёмной силы, под действием которой находился бесноватый, встреча с Богом – всегда мучение. Находясь под влиянием бесов, человеку и в храм зайти бывает страшно. Но Христос видит страдания людей, а бесы Его не интересуют. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него (Лк. 8:30).

Для бесовских тёмных сил находиться рядом с Богом невыносимо. Они не знают Его, но ощущают палящую силу благодати, подобно тому, как человек ощущает жар, оказавшись возле доменной печи, и поэтому просят Христа отпустить их, не отправлять в бездну (по словам Христа – геенну – свалку нечистот за пределами Иерусалима, являющуюся прообразом ада).

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях (Лк. 8:32–34).

Иногда люди начинают сокрушаться: «Ах, как жаль свинок!», – а, если бы свинки не погибли, что было бы? Из них сделали бы колбасу и ветчину. Тогда не жалко!? Это же для нашего чрева, это совсем другое дело… Нет, дело в том, что это фальшивая жалость, которая может привести к тому, что мы, желая сберечь третьестепенное, теряем главное.

Бесноватый исцелился и, побеседовав со Христом, умолял Господа взять его с Собой, видимо, в опасении, как бы бесы опять не взяли над ним власть. «Нет, – говорит Христос, – иди в окрестные селения и расскажи людям, что было с тобой».

А там жили евреи вперемежку с язычниками. Евреи разводили свиней на продажу, хотя им и дотрагиваться до них закон запрещал. Прибежав по зову пастухов, они увидели, что бывший бесноватый, которого все они хорошо знали, сидит здоровый, одетый, а свиньи погибли. Бизнес для этих людей был настолько важен, что известие о гибели стада повергло их в ужас, а чудо возвращения к нормальной жизни человека оставило равнодушными. Конечно, умом эти евреи понимали, что и они могли бы получить от Христа много доброго и светлого, однако, страх пострадать материально, что-то ещё потерять оказался сильнее. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился (Лк. 8:37).

Христос уходит, но посылает к ним с проповедью бывшего бесноватого, и эта проповедь имеет такое действие, что, когда Господь приходит в Гадаринскую землю второй раз, Его многие принимают и слушают со вниманием.

Встреча со Христом, когда она связана с поиском истины, добра, любви, света, может многое принести человеку, хотя что-то мы можем и потерять. Ведь не бывает так, чтобы только получать, ничего не отдавая взамен. Даже в магазине: продукты берём, а деньги-то отдаем. В жизни всегда так происходит, вопрос в том, чтобы приобретали мы нечто более ценное. А самым ценным для человека является его бессмертная душа. Либо мы её для вечной жизни обретаем, либо приобретаем только необходимое для короткой земной жизни. А потом, когда нужно будет подвести итог жизни, мы встанем перед вопросом: сумели ли мы приобрести самое главное – бессмертие, вечность, Христа?

Господь дает нам возможность побеждать даже лукавые тёмные силы! Нам же нужно сделать выбор: остаёмся мы с Ним в вечности или идём за мелочёвкой и в итоге эту жизнь вечную теряем. Аминь.


 

 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Встреча бесноватого со Христом (Лк.8:26–39) — Клин православный