Автор: протоиерей Борис Балашов
Встреча со Христом Гадаринского бесноватого является ярким событием, она описана у трёх евангелистов.
Сначала человек из-за какого-то греха, как правило, связанного с гордостью, рвёт свою живую связь с Богом. Потом, если разрушительный процесс не остановлен, рвётся связь с близкими людьми, с обществом. В конце концов человек оказывается в таком состоянии, что не может жить среди людей, как этот бесноватый, которого пытались сковывать даже цепями, но и они не смогли его удержать.
Жил он в скалах, в пещерах, называемых гробами, потому что там хоронили усопших, и окрестности оглашались страшными криками этого человека, который в страдании бился о камни. Но, хотя тёмная сила может причинить человеку большой вред, действие её ограничено Богом, иначе дьявол давно уничтожил бы всех людей, в том числе этого бесноватого. Но Человек – образ Божий, хранимый Богом!
И вот, Христос со Своими учениками высадился на этот берег, где люди старались не ходить, разве только свиней пасли, и бесноватый вышел им навстречу со словами: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8:28).
Этот человек никогда не встречался ранее со Христом, и Христос ничего плохого ему не сделал. Проблема в другом: для тёмной силы, под действием которой находился бесноватый, встреча с Богом – всегда мучение. Находясь под влиянием бесов, человеку и в храм зайти бывает страшно. Но Христос видит страдания людей, а бесы Его не интересуют. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него (Лк. 8:30).
Для бесовских тёмных сил находиться рядом с Богом невыносимо. Они не знают Его, но ощущают палящую силу благодати, подобно тому, как человек ощущает жар, оказавшись возле доменной печи, и поэтому просят Христа отпустить их, не отправлять в бездну (по словам Христа – геенну – свалку нечистот за пределами Иерусалима, являющуюся прообразом ада).
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях (Лк. 8:32–34).
Иногда люди начинают сокрушаться: «Ах, как жаль свинок!», – а, если бы свинки не погибли, что было бы? Из них сделали бы колбасу и ветчину. Тогда не жалко!? Это же для нашего чрева, это совсем другое дело… Нет, дело в том, что это фальшивая жалость, которая может привести к тому, что мы, желая сберечь третьестепенное, теряем главное.
Бесноватый исцелился и, побеседовав со Христом, умолял Господа взять его с Собой, видимо, в опасении, как бы бесы опять не взяли над ним власть. «Нет, – говорит Христос, – иди в окрестные селения и расскажи людям, что было с тобой».
А там жили евреи вперемежку с язычниками. Евреи разводили свиней на продажу, хотя им и дотрагиваться до них закон запрещал. Прибежав по зову пастухов, они увидели, что бывший бесноватый, которого все они хорошо знали, сидит здоровый, одетый, а свиньи погибли. Бизнес для этих людей был настолько важен, что известие о гибели стада повергло их в ужас, а чудо возвращения к нормальной жизни человека оставило равнодушными. Конечно, умом эти евреи понимали, что и они могли бы получить от Христа много доброго и светлого, однако, страх пострадать материально, что-то ещё потерять оказался сильнее. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился (Лк. 8:37).
Христос уходит, но посылает к ним с проповедью бывшего бесноватого, и эта проповедь имеет такое действие, что, когда Господь приходит в Гадаринскую землю второй раз, Его многие принимают и слушают со вниманием.
Встреча со Христом, когда она связана с поиском истины, добра, любви, света, может многое принести человеку, хотя что-то мы можем и потерять. Ведь не бывает так, чтобы только получать, ничего не отдавая взамен. Даже в магазине: продукты берём, а деньги-то отдаем. В жизни всегда так происходит, вопрос в том, чтобы приобретали мы нечто более ценное. А самым ценным для человека является его бессмертная душа. Либо мы её для вечной жизни обретаем, либо приобретаем только необходимое для короткой земной жизни. А потом, когда нужно будет подвести итог жизни, мы встанем перед вопросом: сумели ли мы приобрести самое главное – бессмертие, вечность, Христа?
Господь дает нам возможность побеждать даже лукавые тёмные силы! Нам же нужно сделать выбор: остаёмся мы с Ним в вечности или идём за мелочёвкой и в итоге эту жизнь вечную теряем. Аминь.