Автор: протоиерей Александр Союзов
Фото иконы: pravoslavie.ru
Вопрос «Что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.10:25) из сегодняшняго евангельского чтения, который задал законник, искушая Иисуса Христа, должен волновать каждого из нас, потому что рано или поздно тление и смерть разрушат наше тело. Но мы живём, как будто этого не произойдёт, и очень редко задаёмся этим вопросом.
Что же отвечает Иисус Христос? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27).
Понятно, что нет среди здесь стоящих тех, кто себя не любит. Потому что, уж кого-кого, а себя-то мы любовью не обделяем! Но как мы любим? Мы любим совсем не по-евангельски! Христос показывает нам образы эгоистичной и подлинной любви на примере трёх человек, которые на дороге из Иерусалима в Иерихон находят изувеченного человека, попавшегося разбойникам. Проходит мимо священник, проходит и левит (тоже служитель храма), и только самарянин останавливается, чтобы ему помочь.
Иудеи самарян ненавидели, считая, что они предали Бога, построив свой языческий храм, в котором почитали не только Единого Бога , но и приносили жертвы языческим богам.
Но вот история! Самарянин поднимает израненного иудея, сажает на своего ослика, привозит в гостиницу, платит её хозяину, чтобы тот о нём позаботился.
Христос показывает нам здесь, как нужно любить своего ближнего – не проходить мимо человека, который нуждается в помощи, а помогать ему. Анализируя притчу о самарянине, можно сказать , что в христианской любви не должно быть разделения на «своих» и «чужих», а нас активно разделяют, ведь чем больше границ будет проходить между людьми, тем лукавому будет легче нами управлять. Главный принцип ада – «Разделяй и властвуй» нужен, чтобы люди ненавидели друг друга, забыли, что все они чада Божьи. А, если это так, если все мы Его сыны и дочери, какая может быть между нами вражда? Какие «свои» и «чужие»?
Когда из Христа делают какого-то национального Бога, говоря, что мы – святая Русь, а остальные – не святая, христианство превращается фактически, в фашизм. Потому что получается так: мы – хорошие, а остальные плохие. Но Бог – Он Бог для всех людей.
Для нас сейчас это абстрактная история, а на тот момент между иудеями и самарянами (которые раньше были одним народом), была непримиримая вражда, они друг друга не воспринимали: иудеи считали себя «чистыми», а самарян – нет. А в притче о милосердном самарянине Христос как раз и показывает, что этот иноплеменник, «нечистый» для иудеев , сделал для иудея гораздо больше, чем его единоверцы священник и левит.
Эти моменты мы с вами должны понимать, потому что нам пытаются эту ненависть и вражду привить. А Бог-то хочет от нас другого – чтобы мы были братьями.
Не могу не прочитать цитаты про вечную жизнь. Можно было бы просто прочитать их и на этом проповедь закончить:
«С надеждой робкою
Смотреть
На мир, постылый,
Равнодушный,
Одно и то же, что
Хотеть,
Чтоб жизнь была рабой
Послушной.
И лишь к Христу припав,
Поймёшь:
Он – Истина,
Всё остальное – ложь».«Самое главное в жизни – суметь спастись, но, если будешь это откладывать, ты просто сумасшедший».
(Цитаны из книги «Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?» Симеона Афонского).
Аминь.