«Древом, Спасе, упразднил еси, юже от древа клятву…»

Автор: протоиерей Александр Союзов

В праздник иконы Божьей Матери «Знамение».

В сегодняшний воскресный день мы продолжаем разбирать богослужебные тексты. Но прежде, чем поговорить о стихирах, посвященных Воскресению, нельзя не сказать об иконе Божией Матери «Знамение», которая сегодня перед нами находится в центре храма рядом с иконой Воскресения Христова, и перед которой люди молятся уже много столетий.

Сегодня мы вспоминаем чудо, которое для одних стало чудом радости, а для других – чудом горя. Братья-суздальцы восстали против своих братьев-новгородцев и пошли вооруженные, с мечами, грабить Новгород. Тогда ещё Тверь и Москва были в самом зачатке – шёл 1170 год. Новгородцы оказались в не очень выгодном положении, потому что они заперлись в крепости, молились. Суздальцев же было гораздо больше, раз они дерзнули на такое предприятие, в противном случае пытаться взять крепость было бы глупо.

Стараясь остановить эту братскую вражду, архиепископ новгородский Иоанн, услышав на третий день осады повеление Богородицы выйти на стены крепости с Её иконой «Знамение», которая сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода и, молясь, идти крестным ходом, пытаясь увещевать враждующих не совершать кровопролитие, прекратить братоубийственную войну. Но суздальцы были, видимо, лихими парнями, направив луки в сторону владыки, они пронзили стрелой Лик на иконе Божьей Матери. И что!? Мгновенно – слепота, мгновенно умопомрачение. В одно мгновение, в одну секунду Бог навел на них такой ужас, что они сами начали резать друг друга, а вдохновлённые этим страшным чудом новгородцы бросились на осаждавших и победили их. Вот так бывает в жизни, когда правда на стороне тех, кто с Богом.

Прочитаем стихиры праздника (стихиры на стиховне 2-го гласа). Эти тексты очень важны, они дают возможность и научаться в храме, и молиться.

Само слово «стихира» означает «стихотворение». Но в этих богослужебных текстах мы не видим никакой рифмы, потому что они переводились с греческого языка и задачей переводящих было максимально донести вероучительный смысл. А поскольку музыка была, то есть гласы были, – на эти гласы тексты и распевались. Ни о каких стихах, в нашем «попсовом» понимании, где ритм отбивается, мелодия повторяется, рифма тоже повторяется, – и, соответственно, всё это легко и быстро надоедает, – речи не ведётся.

Если говорить про жанр, стихиры написаны белым стихом, потому что в них нет рифмы в обычном смысле. Но церковный хор пытается нас втянуть в это поэтическое духовное пространство, если мы позволяем, конечно, это сделать.

Хорошо, что в нашей истории произошло разделение светского и духовного. Духовные песнопения совершенно особые, они лишены «обычности», здесь всё словно зовёт «Горе имеем сердца!»

Стихиры, посвященные Воскресению Христову 2-го гласа:

Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную, и призвал еси Твое создание: Всесильне Господи, слава Тебе.

То есть, Воскресением Христос просветил мир и опять всё Своё создание призвал.

Древом, Спасе, упразднил еси, юже от древа клятву, державу смерти погребением Твоим умертвил еси, просветил же еси род наш Востанием Твоим. Темже вопием Тебе: Животодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

Древом крестным упразднил от древа клятву – то есть запрет прежде времени вкусить плод от древа познания добра и зла в раю. Речь здесь идёт о плодах познания, а не о яблоке, как это обычно изображается, не о гранате, апельсинке или мандаринке. Сказано было Адаму: в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2:17), но человек преступил запрет, и Сыну Божьему ничего не оставалось, как родиться Иисусом Христом и на Кресте эту клятву преодолеть. Человек умер, но Христос Своим Крестным Древом входит в ад, Воскресает, тем самым преодолевая эту непреодолимую для человека пропасть, показывая человеку, что нет ничего невозможного у Бога. И что самый страшный враг, о котором человек даже думать боится, побеждён.

Посмотрите, настолько далеко нас отделили от тайны смерти: там, где-то в реанимации, одинокие, наши родственники и близкие умирают, а мы даже посидеть рядом не можем, за руку подержать не можем, поговорить не можем. И всё это настолько сейчас скрывается, в последний момент нам тело выдают: в лучшем случае – помолились, в худшем – просто увезли, закопали. Страшно, очень страшно! Потому что смерть – естественный элемент жизни человека. Человек должен с этим жить, понимать, что в любой момент он можешь оказаться в положении лежащего. И очень важно, чтобы была связь, и очень важно, чтобы была молитва, и очень важно, чтобы были последние эти разговоры.

На кресте явлься Христе пригвождаемь, изменил еси доброту зданий: и безчеловечие убо воини показующе, копием ребра Твоя прободоша, евреи же печатати гроба просиша, Твоея власти не ведуще. Но за милосердие утроб Твоих, приемый погребение, и тридневен воскресый Господи слава Тебе.

Если первые две стихиры давали общее представление о спасении человека, третья описывает конкретно Страдания Христа, страх и смятение евреев, которые опечатали гроб, чтоб не украли тело Христа, а потом не разбежались и не объявили, что Он Воскрес. Апостолы даже не верили, что Христос Воскрес, 60 стадий шли с Ним, разговаривали, но глаза у них были запечатаны… Потом уже сообразили: «Это же был Христос!?», – но Он уже удалился от них. Твоея власти не ведуще – то есть не зная, не веря, что Христос Воскреснет. Евреи ожидали, что и христиане будут врать о Воскресении.

Животодавче Христе, волею страсть претерпевый смертных ради, во ад же снизшед яко силен, тамо Твоего пришествия ожидающия, исхитив яко от зверя крепкаго, рай вместо ада жити даровал еси. Темже и нам славящим тридневное Твое востание, даруй очищение грехов, и велию милость.

Волею страсть претерпевый – добровольно претерпевший страдания ради смертных.

Во ад же снизшед яко силен – сойдя во ад как Всемогущий.

В ад мы все можем сойти, но вот выйти никто оттуда не сможет без Божьей помощи. А кто-то из нас там находится уже сейчас, потому что ад и рай – в первую очередь – состояние нашего ума. Если наш ум всем недоволен, раздражен, если мы на всех и на всё обижаемся, ищем внешних врагов – мы уже там, в аду, а ад в нашей душе. Если ещё и телесно совлечемся, – всё! Душа, которая при жизни была от ада отделена телом, теперь останется с ним один на один.

Последняя стихира, которая называется «Богородичен» или «догматик», как правило, посвящена Символу веру – одной из главных молитв, содержащей догматы – правила веры православных христиан. В последней стихире как раз содержатся такие вероучительные моменты.

О чудесе новаго всех древних чудес! Кто бо позна матерь без мужа рождшую, и на руку носящую, всю тварь Содержащаго? Божие есть изволение Рождшееся. Егоже яко Младенца Пречистая, Твоима рукама носившая, и Матернее дерзновение к Нему имущая, не престай молящи о чтущих Тя, ущедрити и спасти души наша.

Представим полный перевод этой стихиры, так как она довольно сложна для восприятия и очень важна для нас: это кусочек Символа веры, который говорит нам о том, что Христос – Спаситель мира – есть Сын Божий, Который родился в Вифлееме от Девы Марии:

«О, чудо новое, каких ещё не было! Кто знал Матерь, без мужа родившую, и в объятиях носившую Того, Кто всё создал? Божий замысел – это зачатие. Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, не переставай молить о чтущих Тебя, да смилуется Он и спасет души наши». Аминь.


Материалы по теме:


 

Последние новости

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Галины Акуловой.…

Сен 6, 2024
 
«Древом, Спасе, упразднил еси, юже от древа клятву…» — Клин православный