Автор: протоиерей Александр Союзов
В праздник иконы Божьей Матери «Знамение».
В сегодняшний воскресный день мы продолжаем разбирать богослужебные тексты. Но прежде, чем поговорить о стихирах, посвященных Воскресению, нельзя не сказать об иконе Божией Матери «Знамение», которая сегодня перед нами находится в центре храма рядом с иконой Воскресения Христова, и перед которой люди молятся уже много столетий.
Сегодня мы вспоминаем чудо, которое для одних стало чудом радости, а для других – чудом горя. Братья-суздальцы восстали против своих братьев-новгородцев и пошли вооруженные, с мечами, грабить Новгород. Тогда ещё Тверь и Москва были в самом зачатке – шёл 1170 год. Новгородцы оказались в не очень выгодном положении, потому что они заперлись в крепости, молились. Суздальцев же было гораздо больше, раз они дерзнули на такое предприятие, в противном случае пытаться взять крепость было бы глупо.
Стараясь остановить эту братскую вражду, архиепископ новгородский Иоанн, услышав на третий день осады повеление Богородицы выйти на стены крепости с Её иконой «Знамение», которая сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода и, молясь, идти крестным ходом, пытаясь увещевать враждующих не совершать кровопролитие, прекратить братоубийственную войну. Но суздальцы были, видимо, лихими парнями, направив луки в сторону владыки, они пронзили стрелой Лик на иконе Божьей Матери. И что!? Мгновенно – слепота, мгновенно умопомрачение. В одно мгновение, в одну секунду Бог навел на них такой ужас, что они сами начали резать друг друга, а вдохновлённые этим страшным чудом новгородцы бросились на осаждавших и победили их. Вот так бывает в жизни, когда правда на стороне тех, кто с Богом.
Прочитаем стихиры праздника (стихиры на стиховне 2-го гласа). Эти тексты очень важны, они дают возможность и научаться в храме, и молиться.
Само слово «стихира» означает «стихотворение». Но в этих богослужебных текстах мы не видим никакой рифмы, потому что они переводились с греческого языка и задачей переводящих было максимально донести вероучительный смысл. А поскольку музыка была, то есть гласы были, – на эти гласы тексты и распевались. Ни о каких стихах, в нашем «попсовом» понимании, где ритм отбивается, мелодия повторяется, рифма тоже повторяется, – и, соответственно, всё это легко и быстро надоедает, – речи не ведётся.
Если говорить про жанр, стихиры написаны белым стихом, потому что в них нет рифмы в обычном смысле. Но церковный хор пытается нас втянуть в это поэтическое духовное пространство, если мы позволяем, конечно, это сделать.
Хорошо, что в нашей истории произошло разделение светского и духовного. Духовные песнопения совершенно особые, они лишены «обычности», здесь всё словно зовёт «Горе имеем сердца!»
Стихиры, посвященные Воскресению Христову 2-го гласа:
Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную, и призвал еси Твое создание: Всесильне Господи, слава Тебе.
То есть, Воскресением Христос просветил мир и опять всё Своё создание призвал.
Древом, Спасе, упразднил еси, юже от древа клятву, державу смерти погребением Твоим умертвил еси, просветил же еси род наш Востанием Твоим. Темже вопием Тебе: Животодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
Древом крестным упразднил от древа клятву – то есть запрет прежде времени вкусить плод от древа познания добра и зла в раю. Речь здесь идёт о плодах познания, а не о яблоке, как это обычно изображается, не о гранате, апельсинке или мандаринке. Сказано было Адаму: в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2:17), но человек преступил запрет, и Сыну Божьему ничего не оставалось, как родиться Иисусом Христом и на Кресте эту клятву преодолеть. Человек умер, но Христос Своим Крестным Древом входит в ад, Воскресает, тем самым преодолевая эту непреодолимую для человека пропасть, показывая человеку, что нет ничего невозможного у Бога. И что самый страшный враг, о котором человек даже думать боится, побеждён.
Посмотрите, настолько далеко нас отделили от тайны смерти: там, где-то в реанимации, одинокие, наши родственники и близкие умирают, а мы даже посидеть рядом не можем, за руку подержать не можем, поговорить не можем. И всё это настолько сейчас скрывается, в последний момент нам тело выдают: в лучшем случае – помолились, в худшем – просто увезли, закопали. Страшно, очень страшно! Потому что смерть – естественный элемент жизни человека. Человек должен с этим жить, понимать, что в любой момент он можешь оказаться в положении лежащего. И очень важно, чтобы была связь, и очень важно, чтобы была молитва, и очень важно, чтобы были последние эти разговоры.
На кресте явлься Христе пригвождаемь, изменил еси доброту зданий: и безчеловечие убо воини показующе, копием ребра Твоя прободоша, евреи же печатати гроба просиша, Твоея власти не ведуще. Но за милосердие утроб Твоих, приемый погребение, и тридневен воскресый Господи слава Тебе.
Если первые две стихиры давали общее представление о спасении человека, третья описывает конкретно Страдания Христа, страх и смятение евреев, которые опечатали гроб, чтоб не украли тело Христа, а потом не разбежались и не объявили, что Он Воскрес. Апостолы даже не верили, что Христос Воскрес, 60 стадий шли с Ним, разговаривали, но глаза у них были запечатаны… Потом уже сообразили: «Это же был Христос!?», – но Он уже удалился от них. Твоея власти не ведуще – то есть не зная, не веря, что Христос Воскреснет. Евреи ожидали, что и христиане будут врать о Воскресении.
Животодавче Христе, волею страсть претерпевый смертных ради, во ад же снизшед яко силен, тамо Твоего пришествия ожидающия, исхитив яко от зверя крепкаго, рай вместо ада жити даровал еси. Темже и нам славящим тридневное Твое востание, даруй очищение грехов, и велию милость.
Волею страсть претерпевый – добровольно претерпевший страдания ради смертных.
Во ад же снизшед яко силен – сойдя во ад как Всемогущий.
В ад мы все можем сойти, но вот выйти никто оттуда не сможет без Божьей помощи. А кто-то из нас там находится уже сейчас, потому что ад и рай – в первую очередь – состояние нашего ума. Если наш ум всем недоволен, раздражен, если мы на всех и на всё обижаемся, ищем внешних врагов – мы уже там, в аду, а ад в нашей душе. Если ещё и телесно совлечемся, – всё! Душа, которая при жизни была от ада отделена телом, теперь останется с ним один на один.
Последняя стихира, которая называется «Богородичен» или «догматик», как правило, посвящена Символу веру – одной из главных молитв, содержащей догматы – правила веры православных христиан. В последней стихире как раз содержатся такие вероучительные моменты.
О чудесе новаго всех древних чудес! Кто бо позна матерь без мужа рождшую, и на руку носящую, всю тварь Содержащаго? Божие есть изволение Рождшееся. Егоже яко Младенца Пречистая, Твоима рукама носившая, и Матернее дерзновение к Нему имущая, не престай молящи о чтущих Тя, ущедрити и спасти души наша.
Представим полный перевод этой стихиры, так как она довольно сложна для восприятия и очень важна для нас: это кусочек Символа веры, который говорит нам о том, что Христос – Спаситель мира – есть Сын Божий, Который родился в Вифлееме от Девы Марии:
«О, чудо новое, каких ещё не было! Кто знал Матерь, без мужа родившую, и в объятиях носившую Того, Кто всё создал? Божий замысел – это зачатие. Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, не переставай молить о чтущих Тебя, да смилуется Он и спасет души наши». Аминь.
Материалы по теме:
- Из истории иконографии «Знамения» Пресвятой Богородицы
- Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси
- Икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Очерк по истории церковного искусства
- О почитании Богоматери
- Иконография Пресвятой Богородицы Одигитрии
- 9 июля – празднование Клинской и Тихвинской икон Богородицы
- Икона Божьей Матери «Знамение» Курская-Коренная