Автор: протоиерей Александр Союзов
Пост Страстной седмицы, который начался с понедельника, особенный. Потому что это то время, когда Христос, говоря светским языком, выходит на финишную прямую.
Сын Божий пришел в мир, родился для того, чтобы показать людям тщетность наших земных переживаний. Душа человеческая создана по образу Божьему, человек создан по образу Божьему, поэтому его назначение — это вечность, и уже здесь, на земле, он должен научиться жить в Царстве Божьем.
И вот Христос в последнюю неделю Своей земной жизни как раз показывает те страдания, которые претерпевает в какой-то мере любой человек, если только его смерть не внезапна, когда идет к такому очень болезненному, очень страстному концу земного бытия. Потому что все мы рано или поздно встретимся с тем последним рубежом, и дальше всё будет зависеть от того, как мы жили.
Но воскресный отрывок из Евангелия и вообще праздник Входа Господня в Иерусалим рассказывает нам о другом — теме власти. Как часто и нам с вами, подобно тем людям, которые встречали Христа, хотелось бы иметь такого благостного царя, который бы всё решил, всё управил. Конечно, люди встречали Христа с радостью из-за тех чудес, которые Он совершил. В евангельском тексте говорится, что собравшихся было много и многие из них пришли даже не ради Христа, а чтобы посмотреть на воскресшего Лазаря.
Да, Господь совершил невероятное, причем Он знал, что Лазарь умирает, и медлил. Когда Христос сказал ученикам, что Его друг уже уснул, они подумали, что он уснул просто, как засыпает больной, когда выздоравливает. Ведь очень часто бывает, что болел-болел человек, а потом уснул, проснулся и выздоровел. Христос специально ждал, когда в теле умершего начнутся необратимые процессы, чтобы показать людям, что Он не просто разбудил спящего глубоким сном, ведь из гроба уже смердело! Как говорили сёстры Лазаря: «Господи, зачем ты туда пойдешь, поздно уже, четвертый день, как он умер».
Но Христос, естественно, умершего воскресил, и, конечно, увидев такое чудо, люди собрались в огромном количестве. Потому что одно дело — вернуть к жизни человека, который только что умер, как было в случае с дочерью начальника синагоги Иаира или в случае с сыном наинской вдовы, которого несли на погребение, и совсем другое — вдохнуть жизнь в разлагающийся труп.
Какой классный царь! Осанна!
«Осанна» — это хвала в превосходной степени, то есть «мы очень хотим такого царя», ведь он все наши проблемы решит, и накормит, и напоит, ещё и болезни все победит, и будем здоровыми, сытыми и бессмертными. Но вот вопрос: а станем ли мы от этого лучше? Опыт показывает, что, как правило, чем лучше человек живет, тем хуже он становится. Это мы знаем по нашей новейшей истории. Все помнят, наверное, былые, а кто-то, может, и совсем былые времена, когда людям вообще приходилось лихо и туго, но они, тем не менее, были отзывчивее, добрее, лучше. То есть без духовной, без душевной работы блага человеку идут, как правило, во вред. Чем человек становится богаче, чем более насыщается и пресыщается, тем он меньше чувствует проблему другого человека, меньше откликается.
Мало кто из состоятельных людей занимается благотворительностью искренне, не для того, чтобы засветиться на камеру. А ведь Христос заповедал: делай так, чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая (чтобы никто не видел, что ты делаешь, и ты сам не вменял себе это в заслугу).
То есть и мы, как иудеи времен Христа, всем сердцем желаем иметь такую власть, которая нас накормит, напоит и даст нам все социальные блага, чтобы мы были довольны и счастливы. Но Христос говорит совсем о другом. Все, кто принимал крещение в сознательном возрасте или участвовал в крещении в качестве крестных, наверняка помнят, что давали обет: верую Христу как Царю и Богу. То есть каждый из нас присягал Христу, а значит, является подлинным слугой, сотрудником Господа Иисуса Христа. И вот это очень важно понимать и осознавать, потому что ответственность за то, что вокруг происходит, лежит не на ком-то, а на каждом из нас.
Мы в недостаточной степени являемся христианами, потому что наша молитва не является той яркой свечой, тем ярким лучиком, который освещал бы этот мир. Когда мы молимся? Когда становится плохо, когда нас прижимают, когда нам на хвост наступили… Господи, помоги, Господи, помилуй. Молимся ли мы за других? Да, если человек очень близкий. А если просто кто-то попросил помолиться — ну, «Господи, помилуй» и ладно. То есть той молитвы, которой Господь ждёт от нас, христиан, её нет!
Поэтому те беды, которые сыплются со всех сторон, происходят не по чьей-то, а по нашей вине, потому что мы с вами не являемся христианами. Давайте об этом задумаемся, давайте не будем ждать, когда придет вот тот самый царь, правитель, как в некоторых сказках говорится, из руки которого будет литься мармелад, кисельные вот эти берега, чтобы мы сами ничего не делали.
Мы должны становиться правителями своей жизни, то есть быть ответственными перед Богом за себя и других, к этому призывает нас Господь. И тогда Царствие Божие наступит здесь и сейчас, и мы действительно станем его гражданами и выполним ту присягу, которую давали Христу, принимая святое крещение и соглашаясь с тем, что Христос — наш Царь и Бог. Аминь.
- Вербное воскресенье в Боголюбском храме пос.Покровка (фоторепортаж)
- «Благословен грядый во имя Господне!»
- Вербное воскресенье в Скорбященском храме г. Клина (фоторепортаж)
- «Благословен еси, Грядый Адама воззвати»
- Вход Господень в Иерусалим. Слово пастыря (видео)