Автор: протоиерей Борис Балашов
В день памяти свв. апостолов Петра и Павла, на Всенощном бдении.
Сегодня мы празднуем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также чтим память Паисия Святогорца, прославленного в лике святых не так давно. У нас в храме тоже есть его икона. Хочу обратить внимание на отрывок из 21 главы Евангелия от Иоанна, который мы читали за богослужением.
В общем-то те, кто регулярно ходит в церковь, его хорошо знают. Но многим кажется, что, трижды спрашивая Петра, любит ли он Его, Господь говорит одно и то же. На самом деле – нет, Христос говорит о разном, просто при переводе на русский язык эти оттенки смысла утрачены.
Во-первых, чего ради Петр, который имеет дом, семью, работу, достаточно обеспечен, бросает всё и вместе с женой отправляется вслед за Христом странствовать по миру? В сегодняшнем евангельском отрывке объясняется, чего ради он и другие апостолы так поступали.
Да, Пётр согрешил. Он слабинку дал, отрёкся от Христа и об этом очень скорбел. А Господь, задавая ему вопрос, восстанавливает его в апостольском служении.
Дважды Учитель спрашивает Петра о самой высокой – братской любви. А третий раз уже о любви дружеской. И, помня своё предательство, Петр не смеет ответить, что любит братской любовью, а говорит о дружеской любви. Но Христос-то ждёт от него, как и от любого из нас, и братской, и дружеской любви одновременно. Но в чем эта возвышенная любовь должна выражаться?
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих (Ин.21:17).
Агнцы – это ягнята, маленькие овечки, совершенно несамостоятельные, их нужно чуть ли не из соски кормить. Естественно, пастух совершенно иначе относится к маленьким ягнятам, чем ко взрослым овцам.
При чём тут ягнята? Конечно же, на их примере Господь говорит о людях, которые только начинают свой путь к Богу. Они ещё совершенно неопытные, не устоявшиеся, и нельзя их перегрузить духовно. Надо им дать посильную духовную пищу, помочь научиться общаться с Богом и стать Его сыном или дочерью. Человек, уверовавший в Евангелие Христово, должен начать христианскую жизнь. Это первая задача пастырей.
Вторая задача состоит в заботе о всех овцах стада Христова, где есть начинающие, более-менее зрелые и уже вполне духовно созревшие христиане, и всех их надо духовно окормлять.
И еще Господь выделяет третью задачу: тех, кто уже духовно созрел, надо возводить на более высокий уровень христианского Богопознания им давать серьёзную пищу, чтобы они продолжали духовно возрастать.
Всё это Господь говорит Петру, а значит, и нам с вами!
Поэтому и начинающий человек, и уже немножечко вставший на ноги, и тот, кто вполне окреп – все Христу дороги, и каждому Он даёт своё служение, необходимую духовную пищу.
Самое страшное, когда человек успокаивается и перестаёт вообще что-то делать для своего спасения. Он просто садится на диван и радуется тому, что знает о том, что «дважды два – четыре». Но проблема в том, что если человек не идёт вперёд, он катится назад. И как потом это движение вниз остановить-то?
Поэтому всегда надо карабкаться вперёд ко Христу, к Богу, к Евангелию, к постоянному духовному возрастанию. И Церковь ведёт нас этим путём. У нас много прекрасных книг, много прекрасных примеров, есть, чему учиться!
Совершенно недостаточно прочитать Евангелие, выучить «Отче наш» и думать, что я уже православный. Это смешно. Как ребёнок выучил таблицу умножения и думает, что он уже профессор. Да нет же! Ты только начал! Давай, иди вперёд! А вперёд куда? К жизни вечной, потому что жизнь вечная должна войти в нас здесь и будет нашим наследием в вечности. Аминь.