Автор: протоиерей Борис Балашов
Преображение Господне, фрагмент. Феофан Грек.
Поздравляю с праздником, воскресным днем и продолжением праздника Преображения Господня. Сегодня в храме поются воскресные песнопения Восьмого гласа.
Почему эти тексты важны для нас? Дело в том, что в них очень кратко выражена суть православной веры, суть дела спасения, которое совершает Господь наш Иисус Христос.
Порой люди, считающие себя православными, говорят: «Да, что там, стихи какие-то, тропари…», «Мы по делу в храм пришли – «Господи, помилуй! Подай, Господи! Аминь.» Свечку поставили, записку подали, больше ничего и не нужно. Но ведь этого совсем не достаточно.
Для чего мы приходим в церковь? Чтобы пообщаться с Богом и постараться понять, что Он нам говорит, а не отстоять службу с мыслями о том, что на рынке продаётся и какие дела не доделаны.
Поэтому необходимо вникать в богослужебные тексты. Я не говорю, что это легко, но, если задуматься, и не так уж и трудно. Благодаря современным технологиям, даже проще, чем было когда-либо. Смартфоны у всех есть, и все эти песнопения, в том числе и в русском переводе, при желании найти не сложно.
Разберем первую стихиру на стиховне.
Взошел на Крест Ты, Иисусе, нисшедший с небес; пришел на смерть – Жизнь бессмертная, к пребывавшим во тьме – Свет истинный, к падшим – Воскресение всех. Просвещение и Спаситель наш, слава Тебе!
Одновременно со Христом были распяты еще двое, это же была обычная казнь в Римской империи. Но вот на Крест идет Иисус Христос. Не просто обычный человек, а Тот, Который является Сыном Бога. Он пришел как раз из мира небесного, стал Человеком, чтобы таким образом победить грех, смерть и все последствия грехопадения человеческого рода.
Интересно, что всё в этой стихире строится на противопоставлениях.
Кто взошел на Крест – ты, Иисусе, Тот, Кто сошел с небес.
Кто пришел на смерть? Тот, Кто Сам является бессмертной жизнью, которую в принципе победить невозможно. Он для того и пришел: сразиться со смертью и победить. Нет, не на время победить, не на 5−10 лет, а навсегда! И побеждает Он, чтобы эту победу даровать нам. Разумеется, если мы захотим последовать за Ним.
Далее: к пребывавшим во тьме пришел Сын Божий – Тот, Кто Сам есть истинный свет.
Пребывавшим во тьме, конечно, в двух смыслах можно понять. Во-первых, как указание на тех людей, что находились в аду, когда Он после смерти душой сошел во ад возвестить своё евангельское учение.
Но не только. Во многих душах ведь ад творится. И кто готов принять туда Христа с его Евангелием? Нет, не так, что «Помощь подай, а Сам ты нам не нужен», в этом случае ничего не получится. А кто ищет Самого Христа, с Его светом, благовестием, с Его любовью, Его жизнью! Вот из этой души ад уходит. Пусть не сразу, пусть не легко, но душа эта становится раем.
В этом и состоит наша задача – всей душой, даже падшей, грязной принять Христа, чтобы Он там воцарился и, душа стала прекрасным храмом, где пребывает Господь.
Все люди, которые грехом себя исказили, в какой-то степени падшие – и те, что были тогда в аду, и те, что сейчас живут. Но Христос-то для чего приходит? Чтобы все мы обрели воскресение, и не такое, какое обрели Лазарь, дочь Иаира или сын вдовы Наинской, а то, что дается уже навсегда, которое делает человека чадом жизни вечной.
Но для этого сначала, естественно, должно произойти воскресение души человеческой, её обновление. Тогда в своё время произойдёт и воскресение тела. Поэтому Христос – это свет для всех нас и наш Спаситель. Спаситель не просто тому, чтобы Он помог мне в каких-то обстоятельствах. Он-то поможет! А Спаситель в том, чтобы я победил свою греховность и смерть! Аминь.