Праздник Успения Пресвятой Богородицы особенный, он всегда тихий. Успение Божией Матери несет нам радость и надежду, но, в то же время, к этим чувствам примешивается и горечь разлуки. А для людей, которые жили во времена Христа, это событие было, наверное, просто печальным, горестным, потому как Та, которая родила нашего Спасителя, многие годы была вместе с апостолами и христианскими общинами, теперь перешла в мир иной.
Для многих было еще непонятно, чему здесь можно радоваться. Потому что только тот человек, который живет с Богом, осознает, что смерть – не конец, а рождение в мир вечности. Но и это, скорее, только рациональное понимание, ведь опыта жизни в Царствии Божьем пока нет.
Конечно, собравшиеся апостолы тяжело переживали уход Богородицы из земной жизни. Из предания Церкви мы помним, как совершалось погребение Божией Матери, когда тело Ее из Сионской горницы несли в Гефсиманский сад, где был устроен гроб.
Помним и то, что иудейские священники пытались перевернуть гроб с Её телом (скорее, это были носилки, потому что с деревом в той местности очень плохо, и тела усопших, завернутые в пелены, до места погребения несли на носилках). И тогда явился ангел и отсёк одному из священников за нечестие руки.
Дело в том, что погребальная процессия таинственным образом, с Божьей помощью, была укрыта от ненужных глаз, и лишь те, кто действительно любил Богородицу, могли участвовать в ней, остальные же оставались за пределами этого действа. А этот священник хотел перевернуть носилки, чтобы тело упало на землю и покалечилось.
Конечно, можно это воспринимать как красивую, благочестивую историю, как многие наши современники ее, к сожалению, и воспринимают. Такие люди вообще сомневаются, был ли Христос, не говоря уже о том, что еще какие-то события Священной истории происходили.
В первую очередь их нужно спросить, а веруют ли они вообще в Бога? И если да, то у Бога-то возможно всё! Вполне реальны и те чудеса, которые творил Христос, и Его чудесное Рождение («В Рождестве девство сохранила еси», как поется в тропаре сегодняшнего праздника), которое, как правило, нашими оппонентами воспринимается с улыбкой – мол, что это там христиане навыдумывали… Но это, опять же, мнение людей неверующих. А потому первый вопрос, на который человек должен ответить самому себе: «Кто я?»
Сейчас наш мир, к сожалению, катится в сторону дьявольского скептицизма: люди всё знают, но ни во что не верят. И это поощряется, более того, в этом и состоит цель вражьих сил. Как часто с юмором говорят, что главное достижение дьявола в том, что он добился, чтобы люди думали, что его нет.
Нет дьявола, нет Бога, вы, люди, сами по себе живете, мы вам не мешаем. Живите, как хотите, и что хотите, то и делайте! И вот тут нужно ответить для себя на главный вопрос. Если мир вокруг имеет такой жесткий, очень скептический взгляд на всё и столь недоверчив, кем являюсь я в этом мире? Я – тот человек, который не верит никому вокруг и всё подвергает сомнению? Или всё же я – это часть своего рода, своей семьи. И, если это так, если мои прадеды, прапрапрадеды и прапрабабушки, погребенные под православными крестами, тоже были христианами, мы составляем с ними одно целое!
Так кто же я есть? Тот самый сомневающийся во всем дух, которого лукавый подталкивает к тому, чтобы ничему не верить? Или все-таки я – часть семьи, рода, часть христианской общины? И тогда всё, что в храме происходит, для меня является очень дорогим и близким. Этот вопрос очень важен. Не ответив на него, человек завалит и вас, и самого себя всевозможными аргументами в пользу того, что всё, связанное с христианством, – это выдумки, не подтвержденные фактами…
Сегодня читался евангельский отрывок, посвященный Пресвятой Богородице. И нужно отметить, что упоминания о Ней составляют не более 1% всего текста Евангелия, то есть на 100 страниц приходится примерно 1 страница о Пресвятой Деве, а может и того меньше.
Всё остальное, что мы знаем о жизни Божией Матери, – это устное предание, которое люди из поколения в поколение сохраняли. Есть даже книга «Земная жизнь Божией Матери», где собраны какие-то житийные факты. Но, опять же, это традиция устная, довольно поздно записанная. И для нас очень важно всё то, что нам Церковь передаёт через устную традицию, в том числе богослужебные тексты.
Вот тропарь Божией Матери, который сегодня мы пели за богослужением уже много раз: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша», – и для нас это, однозначно, то откровение, которое Церковь для нас сохранила.
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси», – то есть Она от нас никуда не ушла, и людям, которые обращаются к Богородице в молитвах, это доказывать не надо, потому что помощь им приходила ни раз в жизни. Это личный опыт, и каждый из нас, здесь стоящих, подобный опыт имеет.
Есть «я», мои отношения с Богом, мое общение с Богом и Церковью, а значит, либо я – её часть, либо сомневаюсь во всем, что здесь происходит. И, конечно, самый главный пример служения Богу нам сегодня является как раз в празднике Успения. Это такое тихое служение, которое чаще остается в тени, о чем евангельские тексты и свидетельствуют.
Мы помним, что Пресвятая Богородица провела вторую половину жизни с Иоанном Богословом, который написал последнее Евангелие и, казалось бы, мог ввести в его текст множество эпизодов из жизни Божьей Матери. Тем не менее, кроме истории о браке в Кане Галилейской и еще каких-то моментов, мы про Богородицу ничего не знаем.
Мы видим удивительное умение быть святым и не показываться в публичное пространство, как бы сейчас сказали. Молитва без навязчивых проповедей, постоянная помощь от души, которую все мы чувствуем. Поэтому для нас с вами, конечно, это очень большой пример для подражания.
Церковь дает множество ярчайших примеров святости, чтобы мы стремились им уподобляться, приближаясь к подвигу жизни преподобных.
Почему же именно к Божьей Матери мы так часто обращаемся за помощью? Потому что она Человек, Дева, Мать всех людей, которые были усыновлены Ей возле Креста через Иоанна Богослова. Поэтому мы и обращаемся к Ней, как к Маме.
В конце таинства Крещения есть обряд воцерковления, когда человека, маленького или большого, представляют перед Христом и Божьей Матерью, как перед Отцом и Мамой. Мальчиков и мужчин вносят / вводят в алтарь, а девочек и женщин – на солею. И для нас очень важно об этом помнить! Аминь.
Фото Галины Акуловой