Автор: священник Михаил Хайрутдинов
Мы продолжаем праздновать Успение Пресвятой Богородицы. Сегодня за богослужением читался евангельский отрывок о Преображении Господнем.
Господь с тремя любимыми учениками, которые, можно сказать, только что прикоснулись к Царству Небесному, спускаются к подножию горы Фавор, где другие апостолы не могут исцелить бесноватого отрока. Отец отрока стоит в растерянности: он обратился за помощью к ученикам Христовым, но они ничего сделать не смогли. Хотя мы с вами помним, что раньше, когда Господь их посылал, они ходили по домам, исцеляли больных, помазывая их маслом. Помним, как они радовались, что бесы служат и подчиняются им. А сейчас они стоят в растерянности, ничего сделать не могут.
Во-первых, надо сказать, что случай здесь неординарный: сам бесноватый отрок веры не имел, а у отца было явное неверие (он учеников просит о помощи, а сам не верит, что чудо может произойти). Зараженные этим неверием отца, апостолы, естественно, ничего сделать не могут.
Господь говорит им: «Если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно, то могли бы и горы переставлять!» (см. Мф. 17:20). А они поколебались, как и Пётр в своё время, когда вышел в бурю из лодки, пошел по волнам навстречу Христу, но, усомнившись, начал тонуть. И вот с этим ничего сделать нельзя, ведь если сомнение вселилось в сердце, человек уже не может его преодолеть. Стоит в растерянности несчастный и ничего сделать не может.
Господь, конечно, как громом их поразил, сказав: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (см. Мф. 17:17). Только что они на горе были, радовались жизни, да? И вдруг раз, род неверный и развращенный… И надо понимать, что Он не только это отцу и ученикам говорит, он вообще говорит о человечестве, и к нам обращается со страниц Евангелия, напоминая, что все мы к этому роду принадлежим, что в нас маловерие живет, которое мы никак преодолеть не можем. А справиться с этим состоянием не получается, потому что свою самость мы не можем оставить, не можем Богу полностью отдаться всей своей жизнью.
Потом ученики Христа спрашивают наедине: «Ну что ж такое-то, почему же мы не смогли?
Вот мы ходили, делали, что Ты нам заповедал, исцеляли, и с такой радостью это у нас получалось, а сейчас всё почему-то было иначе».И ответил Христос ученикам: по неверию вашему. И еще сказал: сей же род изгоняется только молитвою и постом (см. Мф. 17:20–21).
Удивительная вещь, когда человек думает, что он каким-то своим подвигом, добрыми делами, еще чем-то может Бога на свою сторону привлечь. Это все, конечно, хорошо. Но если человек живет, не имея постоянной молитвы, то, получается, он, служа Богу, в то же время, со своим неверием живя, подчиняется и дьяволу. Это парадокс. Почему? Но если мы внутрь себя заглянем, то увидим, что ни дня не проходит без ропота, без того, чтобы мы недовольство свое кому-то не высказывали, пусть даже в сердце своем. Ни дня не бывает, чтобы мы не рассеивались, не суетились, устремляясь к земному. Вот из этого наша жизнь состоит.
Как жили древние монахи? Они постом и молитвой спасались! То есть, они всегда были внимательны к себе, и всегда, чтобы лишние мысли греховные в голову не приходили, ограждали свой ум молитвой.
Они были полностью погружены в труд, заглядывали в свой внутренний мир, и при этом к Богу обращались. И не просто так они молитву повторяли, как мы: три раза повторил, а в четвёртый раз уже мыслями где-то на рынке находишься. Они вникали в суть этой молитвы и этим жили, поэтому дьявол был бессилен. Тогда и беснование становится в принципе невозможным, потому что он не может проникнуть во внутренний мир человека, такой подвижник как бронёй защищён.
Мы, конечно, не можем до такого уровня дорасти и так жить. Но нужно стараться этим путем идти, потому что это единственно правильный путь, спасаться постом и молитвой. Пост, во-первых, помогает нам закалять волю. Если воля не закалена, то человеку со страстями бесполезно бороться.
Поэтому, когда у нас посты бывают, нельзя просто так мимо проходить. Ел, не ел, пил, не пил. А надо стараться следовать им и что-то в себе менять. Стремиться все-таки целью своей жизни сделать исполнение заповедей и исполнение Евангелия. Еще раз поздравляю всех с праздником!