• Расписание богослужений

logo


  • Благочиние
    • Храмы благочиния
    • Духовенство Клинского благочиния
    • Новомученики и исповедники Клинские
  • Храм
    • Расписание богослужений
    • Духовенство храма
    • О настоятеле
    • Приходская жизнь
    • История храма
    • Архитектура храма
  • Образование
    • Воскресная школа онлайн
    • Воскресная школа
    • Православная гимназия «София»
    • Богословские курсы
    • Электронная библиотека
    • Проповеди
  • Медиацентр
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Издательство «Христианская жизнь»
    • Книги издательства «Христианская жизнь»
    • Газета «Клин Православный»
  • Вопросы священнику
  • Православный календарь
  • Контакты


Причины и следствия модернизации сакрального искусства (Продолжение)

30 января 2017 г.

Автор: Е.Д. Шеко, зав.кафедрой иконописи ПСТГУ

Модернизация сакрального искусства как «дар» концепции христианского единства (на примере эволюции алтарной преграды).

Доклад Е.Д. Шеко, зав.кафедрой иконописи ПСТГУ, прочитанный в НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств.

→ Читать начало статьи

Болгарский археолог Никола Ангелов, автор рисунка алтаря базилики на холме Царевец, заведовал Археологическим отделом музея Велико Тырново и руководил раскопками в 1956-78 гг. Он был современником и единомышленником Анастасиоса Орландоса, автора реконструкций раннехристианских алтарных преград, получивших всероссийскую известность в трудах В.Н. Лазарева. Именно В.Н. Лазарев опубликовал эти реконструкции4 с подписью «реконструкции Орландоса», которые с тех пор кочуют по различным изданиям и сетевым блогам.

На трудах В.Н. Лазарева выросли все поколения современных российских искусствоведов. Большинство диссертантов черпают базовые сведения из его работ, написанных ясно, прекрасным литературным языком и с подлинно академической культурой. Авторитет В.Н. Лазарева для нас непререкаем, а для самого В.Н. Лазарева непререкаем был авторитет А. Орландоса. Тем более, что эти реконструкции вполне укладывались в теоретические выкладки еще одного авторитетного специалиста по истории церкви – Е.Е. Голубинского (1834–1912), академика Императорской Академии наук. Голубинский утверждал: «Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр. – и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами, вместе с самими иудеями, не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых, и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева»5.

Е.Е.Голубинский известен своей смелой критикой установившихся воззрений и новым освещением фактов русской церковной истории. Поэтому его взгляд на происхождение и первоначальный облик алтаря тоже не вполне соответствует «духу учения и достоинству Православной Церкви», как сказано в Синодальном определении 1880 г. Апеллируя к традициям «первенствующих христиан», основанным на ветхозаветных иудейских запретах, Голубинский тем самым ставил под сомнение сам факт появления и развития иконописи.

Реконструкция алтарной преграды базилики IV века, сделанная А. Орландосом, стала в искусствоведческой литературе хрестоматийной. Хотя на этой реконструкции отсутствуют не только иконы, но и сам алтарный престол.

Реконструкции А. Орландоса

В полукруглой апсиде условно изображен некий сценический подиум: непонятно, какова его функция? Справа, внутри ограды – две ступени, ведущие непонятно куда. Решетка этой алтарной преграды реконструируется по нескольким маленьким фрагментам, найденным в отвалах археологического раскопа6. Какого времени эти фрагменты, относятся ли они к алтарной преграде или, быть может, являются частью оконных переплетов – точного ответа нет.

Портрет А. Орландоса

Кем же был А. Орландос, чьи схематично-условные иллюстрации стали азбукой для всех интересующихся византийским искусством?

Анастасиос Орландос (1887–1979) – крупный греческий археолог и чиновник от археологии. С 1951 по 1979 гг. (до самой своей смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Ассоциацию христианских археологов, был директором Византийского музея Афин. Разумеется, в силу своего положения, он имел возможность влиять на мнение экспертного сообщества, решать и определять направление исследований. И даже если он сам был добросовестным и честным профессионалом, тем не менее, он был человеком своей эпохи, мог и просто ошибаться. Однако именно концепция А. Орландоса легла в основу деятельности европейских археологов в 50–70-х годах ХХ века (а это, стоит помнить, – эпоха подготовки, проведения и последующей реализации курса II Ватиканского собора, приведшего к демонтажу традиционной католической литургии). Греческие археологи, вероятнее всего, были православными, однако в археологии как науке главный тон в ХХ веке задавали не они, а ученые – англичане, немцы, американцы: конфессионально – католики и протестанты.

А. Орландос не только курировал раскопки греческой Академии, но также осуществлял взаимодействие и научную фиксацию всех археологических открытий, транслировал эти открытия в свой сегмент влияния, в который входили и российские исследователи. Не имея возможности лично вести работы на раннехристианских археологических объектах, наши археологи и искусствоведы использовали иллюстрации в зарубежных научных изданиях с полным доверием. Так утвердилась научная концепция о том, что «первоначально в иконостасах икон не было». Она естественно легла на «богатый материал, собранный по литературным первоисточникам» Е.Е. Голубинским, который утверждал, что «алтарь в древнее время был совершенно открыт для молящихся мирян, ибо нынешних иконостасов вовсе не было»7.

Рассматривая современное положение алтаря в католических храмах, мы видим буквальную реализацию этой концепции – алтарный престол совершенно открыт для всеобщего обозрения. Решения II Ватиканского собора обязали все католические храмы поставить престол и совершать литургию открыто в центре храма. Некоторые православные храмы стран Евросоюза уже в 80-х годах ХХ века подхватили эту моду, не задумываясь. Так, например, в вышеупомянутом музее Велико Тырново в 1981 году была восстановлена Патриаршая церковь в честь 1300-летия создания болгарского государства на месте той самой раннехристианской базилики VІ века. Декоративно-художественное оформление интерьера этого храма выполнено художником Теофаном Сокеровым. Здесь не только отсутствует алтарная преграда, но и роспись стен выполнена в вызывающе модернистской манере. Патриаршая церковь была одним из объектов 800-летнего юбилея восстания Асеновца – освобождения Болгарии от византийского «рабства» и возобновления независимости болгарского государства. Традиционные формы благоукрашения византийского храма, по всей видимости, воспринимались как элемент «порабощения» и были заменены актуальным искусством.

Интерьер Патриаршей церкви в Велико Тырново

 

Модернизм в живописи неразрывно связан с реформированием богословской концепции православного богослужения. Инновации символизируют «освобождение» от условностей традиционализма, от «порабощения» канонами Церкви. Католическая церковь уже вступила на этот путь. Наиболее активные художники в России также используют возможности, которые открывает концепция «христианского единства», стремясь проявить собственную индивидуальность и творческий потенциал, не задумываясь о последствиях. И в этом случае для Православной Церкви возникает проблема сохранения своей идентичности в ХХI веке.

Служба в Патриаршей церкви Велико Тырново

 

 

Фрагмент росписи Патриаршей церкви в Велико Тырново

 Начало статьи


Примечания:

  1. Евгений Барабанов. Доклад, прочитанный в редакции «Художественного журнала» 22 ноября 2002 г. http://www.guelman.ru/xz/xx48/xx4812.html
  2. Михаил Белов. Чувства и предубеждения в архитектуре. XIX-MMVI 06.11.2006 http://www.projectclassica.ru/project/19_2006/19_project_01a.htm
  3. «Анастасис». Подлинная история украшения нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери, рассказанная участниками и очевидцами событий. Издательство Зимина, СПб. 2013
  4. Лазарев В.Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон. Византийский временник.т. XXVII с. 162- 196. М. НАУКА. 1968
  5. Голубинский Е. История Русской Церкви. ТомЧасть 2 с. 188. М. 1904
  6. Anastase K. Orlandos. Délos chrétienne.Bulletin de correspondance hellénique Année 1936. Volume 60, Numéro 1 pp. 68-100
  7. Голубинский Е. Там же, с.174-175.

 

Просмотров: 15

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ

  • Видеосюжеты
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Программа «Малая лепта»
    • Программа «Русское сердце»
    • Выбор редакции
  • Новости благочиния
  • Проповеди
  • Статьи
    • Как мы веруем
    • Духовное просвещение
    • Из церковной жизни
    • Здоровье душевное и телесное
    • Литература, искуcство
    • Осторожно: секты
    • От иллюзий к реальности
    • Семья
    • Церковные праздники
    • Церковные таинства
    • Церковь и общество
  • Вопросы священнику

КНИГИ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

АКТУАЛЬНО

  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Жить по воле Божией
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жизнь с ребенком-инвалидом
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к целительнице?
  • Привороты
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений

RSS ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

  • В рамках Рождественских чтений в Московском университете МВД России состоялось заседание секции «Глобальные вызовы современности и внутренняя безопасность» 29.01.2023
  • На Сербском подворье в Москве отметили праздник святителя Саввы 29.01.2023
  • Актуальные вопросы больничного служения обсудили на Рождественских чтениях 29.01.2023
  • В рамках Рождественских чтений состоялся мастер-класс образовательной платформы «Клевер лаборатория» 28.01.2023
  • В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма» 28.01.2023

Поиск по сайту


Расписание богослужений


 by uTema.ru