Image

Митрополит Сурожский Антоний о посте

Автор: митрополит Сурожский Антоний

В своей книге «Учитесь молиться» митрополит Антоний пишет:

«… невозможно жить молитвенной жизнью, невозможно двигаться вперед, к Богу, если мы не свободны от обладания: обе наши руки должны быть открыты свободно, сердце должно быть абсолютно открытое – не как кошелек, который мы боимся оставить открытым, чтобы из него не выпали деньги, но как кошелек открытый и пустой, – и ум должен быть совершенно открытый, “пустой” к неизвестному и неожиданному. Вот так мы одновременно и богаты, и полностью свободны от обладания. И тогда можно говорить о том, что мы еще вне Царства Божия – но так богаты; или внутри его – и так свободны.

Так бывает, например, когда мы постимся. Я не говорю о том посте и воздержании, которое сосредоточено только на желудке, но о той трезвости, которая делает нас способными – а то и понуждает нас – ничем не быть порабощенными. Это для нас вопрос всей жизненной установки. Прежде всего это относится к воображению, потому что грех начинается в воображении. Один из православных писателей IX века сказал, что грехи плоти это грехи, которые дух совершает против плоти. Ответственна не плоть, – и, я думаю, в этом смысле мы должны научиться владеть своим воображением. Пока воображение нами не овладело, всё вне нас; раз воображение вплелось в вещи, мы уже к ним прилипли. Вам, например, известно, что существует еда: мясо, овощи, сладкое и т.д. Вы знаете, что это объективный факт. Если вы усядетесь и скажете: «Я не очень голоден, но здесь столько заманчивой снеди, – чего же мне хочется?» – то через пять минут вы уже протянули щупальцы ко множеству вещей. Вы будете, как Гулливер, привязаны к земле одним волоском, и еще одним, и еще одним; каждый волосок – пустяк, а все волоски вместе будут держать вас крепко привязанным к земле. И как только вы вполне дали своему воображению разгуляться, всё становится гораздо труднее. В этом смысле нам надо быть трезвыми и бороться за свободу. Существует очень большая разница между любовью и привязанностью, между голодом и жадностью, между живым интересом и любопытством – и т.д. У каждой из наших естественных наклонностей есть зараженный злом двойник; он-то и есть один из путей к нашему порабощению. Это то, что я имел в виду, когда говорил о протянутых щупальцах; их надо убрать, втянуть назад. Если не сказали “нет” вовремя – не миновать борьбы. Но тогда будьте беспощадны, потому что ясность ума и независимость более драгоценны, чем то удовлетворение, которое вы получаете через порабощение».

Из сборника «Школа молитвы»
(Издательство «Христианская жизнь», 2011 г.)


Последние новости

Феодоровская икона Божией Матери 

Автор: Ольга Тишкова           Феодоровская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой.           Свое название Феодоровская икона…

Мар 27, 2025

Больница святителя Алексия приглашает на лечение по полису ОМС

В эту больницу могут обратиться жители всех регионов России

Мар 22, 2025

Московская духовная академия приглашает на обучение

Несколько программ для дистанционного обучения, которые могут быть интересны для многих

Мар 19, 2025

«Дорога к храму». Выпуск о святителе Тихоне

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о личности святейшего Патриарха Тихона (Беллавина) и о его роли…

Мар 18, 2025
Митрополит Сурожский Антоний о посте