Авторы: Ирина Филиппова, Елена Кислова, Татьяна Балашова
В нашей стране издревле была благочестивая традиция паломничества по святым местам – всей семьей, от мала до велика. Но паломничество тогда не воспринималось как развлекательная поездка, возможность «развеяться». Люди трудились над своей душой, постились, усиленно молились. Посещая святые места, они просили у Бога прощения своих грехов, вольных и невольных, помощи Божьей в исправлении своей жизни и преодолении возникающих трудностей, и, конечно, исцеления от гнетущих их недугов.
С какими мыслями едут в паломнические поездки наши современники? К сожалению, многие практически ставят знак равенства между святыми местами и «бабками-целительницами». «Как принимать святую водичку, чтобы быстрее помогло?», «Какие самые «сильные» святыньки нам здесь купить?», «Кому поставить свечку, чтобы проблемы разрешились?» – подобные вопросы, наверное, у всех на слуху, и свидетельствуют они о полном непонимании цели паломничества. В этой статье мы хотим немного рассказать о православном понимании этого вопроса.
Elena11 / Shutterstock, Inc.
В нашем городе несколько приходов занимаются организацией паломнических поездок. Мы встретились с одним из организаторов, священником Михаилом Поляковым, настоятелем храма святой блаженной Ксении Петербургской, и поинтересовались, как обстоят дела с пониманием цели паломничества среди клинских паломников.
О. Михаил Поляков: «С подобным отношением к паломничеству приходится сталкиваться довольно часто. Иногда даже в тех местах, куда приезжаем, экскурсовод начинает объяснять: «Если окунетесь в этот источник, то все болезни сразу пройдут». Невольно возникает вопрос, что же – там все здоровые живут? Людям приходится объяснять истинный смысл паломничества.
Мы стараемся организовывать поездки в самые разные места, но в итоге ездим туда, куда больше набирается людей. Люди ездят совершенно разные: и верующие, и околоцерковные, и совсем неверующие. Поэтому могут возникать разные сложности с условиями пребывания, экскурсиями светского характера и так далее. Но по мере возможности все стараемся решать. Обычно оставляем в автобусе около 10 бесплатных мест для малоимущих, инвалидов, детей, то есть тех, кто не имеет собственного дохода, но желает посетить святые места, обогатиться духовно.
Предлагаем вам несколько рассказов о паломничестве прихожан храмов нашего района.
Животворящий крест в Годеново.
Мой первый опыт паломничества – путешествие в село Годеново, лежащее в 70 км от Переславля-Залесского и известное тем, что в местной церкви свт. Иоанна Златоуста находится одна из православных святынь – Животворящий Крест Господень.
Еще готовясь к поездке, я узнала чудесную историю обретения Креста. Он был явлен с небес пастухам на Сахотском болоте в 1423 году. Но одно дело читать о чуде, и другое — соприкоснуться с ним. До глубины души потряс рассказ о глумлении, которому подверглась святыня в советское время. Крест бросали в огонь, рубили топором, пилили пилой, обливали соляной кислотой, но он остался невредим. Святыня представляет собой резное распятие высотой в человеческий рост. На верхнем перекрестьи греческие слова –»ставру икон», что означает «образ Креста». Мы с трепетом приложились к святыне…
Сейчас Животворящий Крест находится в храме святителя Иоанна Златоуста, который является подворьем Свято-Николаевского Переславского женского монастыря. Сестры радушно принимают паломников, сохраняют благолепие храма и ведут летопись чудесной помощи и нескончаемых исцелений, дарованных святыней. Паломники, приехавшие сюда со всей России, передают эти истории друг другу.
Монастырь был построен князьями Оболенскими в XIV веке на реке Луже, на горе, называвшейся прежде Черный Острог. Поэтому в старых книгах монастырь носит название Черноострожский. В Смутные времена XVII века монастырь был разрушен и восстановлен лишь в 1659 году стараниями старца Ипатия.
Под стенами монастыря в 1812 году произошло знаменитое Малоярославское сражение с войсками Наполеона. Позже обитель получила статус памятника Отечественной войны 1812 года. В монастыре много святынь, связанных с военными событиями. Так во время сражения с французами на поле у монастыря бывали частые видения святителя Николая Чудотворца и Калужской иконы Божией Матери. В честь этих событий был построен собор святителя Николая Чудотворца.
При входе в монастырь расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного. Образ Спасителя был создан в 1812 году незадолго до сражения с французами. Мастер поместил его при входе в монастырь. Ему советовали не делать этого, потому что враг надругается над образом. А иконный мастер ответил, что скорее Господь поругается над врагами. Так и случилось. Икону пытались расстрелять, но пули попадали мимо. До сих пор на стене возле иконы остались следы от пуль.
Становление обители в XIX веке прошло под благотворным влиянием Оптиной пустыни. Более полувека обитель возглавляли монахи из Оптиной. В монастыре к началу революции жило более 20 братий, хозяйство было таким крепким, что обитель называли «город в городе». Однако советской власти уже к 1925 году удалось привести все строения монастыря в аварийное состояние. Могли и вовсе разобрать на кирпич, если обитель не отстоял бы Н. П. Ильин.
Монастырь вновь был открыт 4 декабря 1992 года, теперь уже как женский. Много понадобилось усилий, чтобы восстановить храмы, кельи и хозяйственные постройки монастыря. Сейчас в монастыре 70 сестер. Постоянно при обители находятся 40-50 насельниц, остальные подвизаются в скитах. При монастыре имеется приют для девочек-сирот «Отрада», из них организован прекрасный детский хор.
Никольский монастырь построен в византийском стиле. На богослужениях сестры поют византийским распевом. Архитектура и пение навевают паломникам особые чувства, появляется ощущение, что находишься не в России, а в Греции или древней Византии. И от этого молиться еще радостнее и светлее, потому что понимаешь, что у всех православных христиан есть общая Родина – Небо.
Прихожанка церкви Вознесения Господня (с. Тархово) Ирина Е.
У Матронушки.
Наверное, у каждого православного христианина есть места, паломничество к которым ему хочется совершать как можно чаще. Для меня таким местом стал Покровский женский монастырь в Москве, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской.
Однажды, когда моя старшая дочь была еще совсем крохой, мне выпала необходимость по работе съездить в столицу. Я решила выкроить время, чтобы побывать в любимом монастыре. Но, как всегда, к мощам Матроны стояла огромная очередь. Я тоже встала, в душе понимая, что ожидание растянется часа на два. У меня же этого времени не было, так как дома ждал грудной ребенок. Мысленно стала я просить Матронушку о помощи. И вот к нашей очереди подходит одна из работниц храма и говорит, что нужно в течение двадцати минут постоять у подсвечника, последить за свечами. Того, кто согласится, она обещала без очереди подвести к мощам святой. Я с радостью согласилась. Вот так блаженная Матрона все устроила: я и в храме потрудилась во славу Божию, и к мощам приложилась, и домой успела вовремя.
Прихожанка Успенской церкви г. Клина (на ул. Папивина) Ирина Ф.