Автор: Ирина Филиппова
Беседа со священником Александром Союзовым.
– Отец Александр, почему появляются брошенные дети? Как случается, что они становятся не нужны своим родителям?
– Самая главная проблема – это искажение смысла жизни, а если быть более точным – смысла любви. Люди перестают понимать, что данный им дар любви заключает в себе не только и не столько получение удовольствия, а необходим, в первую очередь, для продолжения рода человеческого, для создания крепких семей и воспитания в любви детей. А когда искажается представление об истинном смысле любви, то она очень быстро улетучивается. Ведь ее надо бережно хранить и взращивать в себе. Человек же общества потребления не желает трудиться для преумножения Божиего дара любви, он желает лишь получать удовольствие. В итоге рождается ребенок, который мешает получать удовольствие и от которого таким вот родителям-потребителям нужно избавиться.
– Существует такое мнение, что если бы каждая семья взяла к себе хоть одного брошенного ребенка, то проблема бы разрешилась. Так ли это на Ваш взгляд?
– Если пытаться решить проблему брошенных детей таким вот линейным однозначным способом, то, наверное, она не будет решена, потому что у родителей, бросающих детей, появится еще больше соблазнов. Такая горе-мамаша будет думать: «Я не бросаю ребенка на произвол судьбы, его все равно возьмет какая-нибудь семья». Таким образом, с увеличением количества детей, взятых в семьи, возрастет количество отказников. Конечно, чужих детей не бывает, и ребенок, не взятый в какую-либо семью на воспитание, может впоследствии встретиться вам на улице, и вы от него пострадаете, но избежать этого все равно не получится, если не пытаться восстановить истинные ценности, вернуть человека к пониманию его предназначения, к пониманию смысла семьи и любви.
– У этой проблемы существует и другая сторона медали, когда в обществе говорят о том, что лучше сделать аборт, чем родить нежеланного ребенка, а потом его бросить.
– В любом случае убийство есть убийство. И как бы ни называли его красивыми словами, как бы ни пытались уже живущего человечка в утробе матери называть плодом, все равно это будет убийство. И мать, которая не позволит появиться на свет ребенку, будет считаться убийцей и будет считать себя убийцей, как бы она себя до аборта ни оправдывала дешевыми лозунгами типа: «Зачем плодить нищету». Рано или поздно раскаяние в содеянном пусть и не в церкви, но наступает. Как гласит пословица: «Отольются кошке мышкины слезки». Однако, в любом случае, оставаться перед выбором: аборт или брошенный ребенок не допустимо. Нужна альтернатива: а может, все-таки набраться мужества и взять своего ребенка домой, подарить чудо материнской любви, стать лучше, живя вместе с ним?
– Многие люди говорят, что они может быть и взяли бы ребенка из детского дома, но боятся плохой наследственности, которая может сказаться по мере его взросления.
– Мне хотелось бы подчеркнуть, что лучше всего, конечно, брать ребенка в семью, где уже есть дети. Все-таки люди, которые не имели детей, мало себе представляют, что значит воспитывать фактически чужого человека. Потому что, когда начинаются проблемы со своим собственным ребенком, родители, чувствуя с ним кровную связь, прощают ему многие вещи. Когда же вы берете чужого ребенка, то вот этой связи – «плоть от плоти» – нет, и при возникновении каких-то критических ситуаций появляются соблазны, вплоть до возвращения ребенка. Поэтому шаг усыновления очень сложен, и священники, предостерегающие, наставляющие потенциальных приемных родителей, опираются как раз на такой вот опыт. Почитайте «Педагогическую поэму» Макаренко. Сможете ли вы быть для этого ребенка вторым Макаренко? И не раз в год, не раз в месяц, а каждый день, каждый час? Сможете ли вы посвятить ему свою жизнь, взять его боль на себя? Что касается наследственности, то, безусловно, здесь надо исходить из мысли, что человек – существо не только духовное, но и биологическое, плотское. Это должен учитывать каждый, изъявивший желание усыновить ребенка, и будет очень важно, насколько сильны в приемных родителях именно христианские чувства, христианское понимание жизни и готовность его применить на деле.
– Как нам рассказали в детской больнице, сегодня желающих усыновить детей практически нет по сравнению с двадцатилетней давностью, когда люди стояли в очереди на усыновление. Что же изменилось?
– Ничего удивительного в этом нет, ведь институт семьи полностью разрушен, я имею ввиду молодых людей 20-30 лет. Эти юноши и девушки, воспитанные, а в большинстве своем не воспитанные в новую историческую, экономическую эпоху, не хотят создавать семьи, не хотят рожать, а хотят жить по принципу: ешь, пей, гуляй, веселись; поэтому ожидать, что они захотят взять чужого ребенка, по меньшей мере абсурдно. Здесь, скорее, надо рассчитывать на поколение «после 30-ти». И вообще, решение проблемы лично я вижу в изменении государственной политики в отношении семьи. В первую очередь, воспитание усыновленного ребенка в семье не должно тяготить экономически, во-вторых, стоит поддерживать программу создания семейных детских домов, потому что государственный детский дом, какой бы хороший он ни был, не дает ребенку навыков жизни в семье, и, когда он вырастет, ему самому будет сложно создать семью, а это самое страшное.
– Можно ли дать человеку, желающему взять ребенка, какие-нибудь конкретные рекомендации или совет?
– Большую роль в этом деле играет движение сердца. Есть же народная мудрость: «Насильно мил не будешь». Если вы пришли выбирать ребенка, и у вас на уровне интуиции или подсознания не возникло взаимной симпатии, не шевельнулось что-то в душе, то учтите: на одном желании христианского подвижничества тут далеко не уедешь. Мы ведь очень несовершенны: в какой-то критический момент совокупность греха может этот благой порыв перечеркнуть, и получится обратный эффект. Поэтому еще раз подчеркну: важен не возраст, не пол и не генетическая составляющая ребенка, а именно родительская сердечная расположенность к нему, упование на Бога и на свои христианские силы.