Image

В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности

Авторы: Ирина Филиппова, Елена Кислова

Болезнь и смерть… То, что стоит за этими словами, страшит и пугает многих. Нужно ли говорить об этом и как говорить на такую тему с теми, кого болезнь вырвала из круговерти суетного мира и приковала к больничной койке, кому поставлен беспощадный диагноз?

Об этом мы беседуем со священником Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма во имя святой великомученицы Варвары, который находится в Клинской городской больнице. На протяжении 4 лет отец Михаил окормляет ее пациентов и почти каждый день сталкивается с болью, страданием и отчаянием.

– Батюшка, Вы являетесь настоятелем больничного храма, и Вам часто приходится иметь дело с тяжелобольными людьми. Нередко встречаются и случаи, когда поставленный диагноз является беспощадным приговором. По Вашим наблюдениям, готов ли современный человек встретить смерть и готов ли говорить об этом? Ведь сейчас на Западе, а понемногу и в нашей стране, тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

– В моей практике многие люди понимают, что происходит с ними: понимают, что, возможно, им уже не выздороветь, и готовятся достойно уйти в иной мир. Они с радостью общаются со священником, исповедуются, причащаются. Но часто бывает и обратное — люди настолько «приклеены» к временной жизни, что боятся ее потерять, впадают в отчаяние. Спрашивают: «За что мне это?» Стараешься их успокоить, утешить, направить мысли в нужное русло. Некоторые вообще не понимают, о чем я хочу сказать, потому что настолько живут этой временной жизнью, что о Жизни Вечной не хотят и слышать. Я говорю о вечности, а человек — о своих проблемах в семье и на работе, рассказывает, как молодость прожил. Но иногда даже и такой разговор полезен, потому что некоторым важно, чтобы их кто-то выслушал. Но это, к сожалению, не спасительно: душу излил, но остался при своем.

От многих приходится слышать такое: «Не дай Бог так мучиться, вот бы сразу — раз… и все». Я пытаюсь объяснять, что болезнь человека меняет. Пока здоров — бегает, весь в делах, о Боге и вспоминать некогда. Зачастую, только попав на больничную койку, человек всерьез задумывается о смерти. Очень многие в больнице с радостью причащаются, а потом выходят — и их церковный путь заканчивается. И все же надеюсь, что с Божией помощью какое-то семечко я закладываю в них. И кстати, молодежь лучше это понимает и исповедуется искреннее, хотя, может быть, и грешнее тех бабушек, у которых еще были какие-то моральные устои, удерживающие от греха.

Меня иногда спрашивают: «Правда ли, что там что-то есть?» Видимо, подспудно даже неверующие понимают, что смерть — это не конец. Хочешь или не хочешь, но ты осужден на бессмертие. Твоя душа сотворена бессмертной. Мне кажется, очень точно эту мысль выразил протоиерей К. Островский: «Умереть нам не удастся». Сейчас мы еще можем что-то изменить, раскаяться, потом уже ничего нельзя будет поправить. Нельзя спрятаться от Бога. А мы пытаемся оправдаться, считаем себя хорошими. Бог прекрасно видит, какие мы, а мы думаем, что спрятались от Него.

– О. Михаил, были ли в Вашей практике случаи, когда неверующие люди в последний момент своей земной жизни приходили к Богу?

Да, например, с одним молодым человеком в реанимации. Он за неделю воцерковился. До этого был «захожанином»: раз в год исповедовался и на Пасху причащался. Потом заболел, причем никто даже не подозревал, что все будет так серьезно. Нужно было прооперировать один орган, а оказалось все так запущено, что он попал в реанимацию и понял, что не поправится. Сам захотел исповедаться и причаститься. И так жаждал причастия, что я такого не видел никогда. За день до смерти родственники вместе со мной пришли к нему в палату. Но первый его взгляд был не на родных, а на Чашу, которая была у меня в руках. И первые его слова были: «Ну, наконец-то»…

– Часто родственники стоят перед выбором: сказать о страшном диагнозе или скрыть его от больного. Как поступить правильно?

Если родственник — человек церковный, он будет искать способы, как подготовить тяжелобольного к уходу. Кому-то можно сказать о конкретном диагнозе. А кому-то нужно объяснять, что может быть всякое, будь готов ко всему. Ты, конечно, надейся на Бога, но понимай, что все — в Божьей воле. Если даже надежда твоя не сбывается, то нужно все принять, потому что бунт ведет к катастрофе: человек себя загоняет в тупик и впадает в отчаяние. И родственники тоже должны быть готовы к разным исходам.

– Когда мы говорим о необходимости причащения и исповеди тяжелобольным, то нередко получаем ответ: «Зачем вы заранее нас хороните?» Как быть в таких случаях?

– Здесь невежество человеческое. И кстати, Таинство Соборования так же воспринимается. К сожалению, даже те, кто искренне считают себя православными христианами, вместо того, чтобы узнавать о Христе и Церкви, слушают бабушкины сказки. Я все время говорю: «Читайте Евангелие, и душа у вас будет поворачиваться в нужную сторону, вы и Таинства будете иначе воспринимать». Некоторые послушают, кивнут — и всё. Ответ один: «Некогда». Легче верить в различные россказни. У меня однажды был случай: родственники попросили меня причастить одну женщину. Захожу в палату, а она на меня смотрит суровым таким взглядом. Говорю: «Вот, пришел вас причастить». Она поднимается со стула — откуда силы взялись — и говорит: «А я умирать не собираюсь». И всю палату настроила: «Если священник придет, вы ни в коем случае не соглашайтесь причащаться, а то умрете». Вся палата вот так поднялась и все смотрят на меня, как будто к ним враг народа пришел, которого надо уничтожить. Я говорю: «Не хотите, как хотите». Развернулся и ушел. Ну что делать, нельзя насиловать волю человека, можно навредить. Стараешься объяснять, но бывает так, что не хотят слушать. Как Христос сказал: «Се, стою и стучу, кто отворит, с тем буду вечерять». Остается молиться о человеке, надеяться на волю Божию, ждать, когда Господь встряхнет его, вразумит.

– Батюшка, по-разному ли умирают исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти человек и нераскаянный грешник?

– У людей, до конца верных Христу, в глазах нет отчаяния. Понятно, что есть переживания, страдания, но эти люди думают не о том, что сейчас все кончится, а о том, какими они придут туда: «Готов я или не готов к самой главной встрече? Вдруг окажется, что я не жил в единении со Христом?» А иные думают о том, кому достанется квартира, переживают, что не все успели сделать. Я пытаюсь объяснить, что всех дел не переделаешь, одно закончишь, другое начнется: огород, машина, дача… Но ничего этого ты туда не возьмешь. То, что ты накопил в сердце своем, тем и будешь спасаться. Некоторые кивают, вроде бы все понимают, но остаются при своем. Потому что нет тесной связи со Христом. Им намного тяжелее. Они, практически, все время пребывают в унынии. Им и боль переживать труднее, они зациклены на своем страдании.

Человек искренне, слезно кающийся уходит иначе, совсем по-другому. Вот недавно умер человек, который до последнего оставался верным христианином. Он лежал полгода, не вставая. После соборования у него началось улучшение, Господь дал ему еще шанс. И он этим шансом воспользовался, хотя до болезни был не очень церковным человеком. Затем он снова полгода пролежал в больнице и с глубокой верой подошел к концу жизни. Когда его отпевали, было не горестное, а радостное чувство. Еще пример. У одной девушки был сильный диабет, уже стала зрение терять, ходила с трудом. До последней минуты она все время звала священника, каялась в грехах, понимала, что уходит, но не цеплялась за жизнь, а смиренно приняла то, что ниспослано и сколько ей отпущено. У парня, который умер в реанимации, в глазах было что-то такое, чего не передать словами: как будто он находился уже в другой реальности. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «До тех пор нам не поверят, пока не увидят Царства Божия в наших глазах». В данном случае это явно было видно.

– Как правильно понимать слова Спасителя: «В чем застану, в том и сужу?»

– Это так называемая аграфа — изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов. Мысль эта находится в полном согласии со словами Евангелия: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Спаситель призывает нас не быть беспечными, нерадивыми, но вести добродетельную жизнь. Мы всегда должны быть готовы встретить Его и явиться на Суд. Поэтому-то Христос и сказал: «В чем Я застану вас, в том и буду судить». На эту тему в Евангелии есть несколько притч. В притче о благочестивых и неразумных девах одни были готовы к приходу жениха — Христа, в их светильниках было масло, а другие — не готовы. В другой говорится, что смертный час придет как вор, как тать, неожиданно. Или, например, Мария Египетская. Если бы Господь судил ее за то, какой она была раньше, то о святости никакой речи не могло быть, а Он ее принял в том состоянии, к какому она пришла в конце жизни. Опять же, разбойник, распятый на кресте по правую сторону от Христа. В последнюю минуту он покаялся и услышал слова Спасителя: Ныне же будешь со Мною в раю. Бог судить будет не за то, какими мы были, а за то, какими стали.


Читайте также:

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности — Клин православный