Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Богатство — добро это или зло? Я бы перефразировал этот вопрос так: богатство — благо или опасное искушение, повод к погибели? Ведь богатство может быть идолом, которому человек, к сожалению, служит, а идол, как сказал апостол Павел, в мире — ничто (см. 1 Кор. 8, 4).
Обычно простые люди, такие как мы с вами, хотят быть небедными, хотят жить получше и побогаче. Почему? Потому что богатство — это возможности! Как в народе говорят: «Было бы здоровье, остальное купим». К сожалению, именно в таком понимании богатство является великим соблазном и опасностью. Прежде всего, потому что уже само по себе оно «льстит», прельщает человека, то есть обманывает его.
Вспомним разговор Христа с богатым юношей:
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою». Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился; потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 18-25).
Нельзя надеяться на богатство настолько, чтобы богатство было у тебя вместо Бога, потому что только Бог есть истинное богатство. И если ты Его заменяешь золотом, серебром, драгоценными камнями — значит, ты ищешь не там. Значит, ты в своей душе творишь кумира и ему поклоняешься, ему служишь и становишься его рабом. Христос так прямо и говорит: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24).
И в наше время среди состоятельных людей есть очень хорошие, благочестивые христиане, помогающие храмам, больным детям, сиротам. Но надо сказать, что богатство держит их как на цепи. Очень трудно сегодня сказать человеку: «Раздай все! Спасайся!» Поэтому сколько человек хочет, столько он и жертвует, но при этом Бога возлюбить все равно надо так, чтобы отвергнуть привязанность к богатству. Только тогда можно спастись.
У нас перед глазами есть примеры святых недавнего времени. Один из них — святой праведный Василий (Грязнов). Он создал мануфактуру в Павловском Посаде. Был настоящим христианином. У него удивительное лицо. Даже на иконе, которую я видел, оно какое-то скромно смущенное. А ведь он создал фабрику, детский сад, организовал полноценное питание для своих рабочих и сделал много других добрых дел. Вот что значит христианин на своем месте. Богатство он тратил исключительно на то, что было хорошо людям.
Часто спрашивают, почему одним Бог дает богатство, а другим — нет? А во всем надо полагаться на Промысл Божий. Бывает, Бог не дает людям богатства потому, что оно вредно для них — они его промотают, пропьют, прогуляют… А некоторым, наоборот, дает, потому что видит их трудолюбие, ответственность, способность хотя бы часть своих денег употребить во благо других.
Поэтому сами по себе бедность или богатство не спасительны, если человек не возрастает в Боге, если он свое состояние не употребляет на то, чтобы смиряться, терпеть и Бога благодарить. Для нас единственный пример правильной жизни — Господь Иисус Христос. И все дело в том, становимся мы похожими на Него или нет…
Фото иконы: www.moposad.ru