Мысли святых отцов Церкви о совершенстве.
Первое чистое естество — Троица, потом — ангельская природа, в третьих же — я, человек, поставленный в равновесие между жизнью и болезненностью смерти, которому предназначена величественная цель, но с трудом достигаемая. И тот среди нас совершеннейший, кто среди многих зол, при помощи Великого Бога, храня в сердце пламенную любовь к добродетели, поспешает на высоту, а грех гонит от себя прочь. Большее же совершенство предоставлено существам небесным. А ежели кто еще на земле увидел Бога или, восхитив отселе на небо тяжелую плоть, востек к Царю, то сие — Божий дар. Смертным же да будет положена мера.
Свт. Григорий Богослов
Возвышайся более жизнью, нежели мыслью. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения. И жизнь устрояет не по малой мерке. Как бы ни высоко восшел ты, будешь еще стоять ниже заповеди.
Свт. Григорий Богослов
Если хотите получить великого огненного Духа, так, чтобы Он пребыл в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца и, восторгая помышления свои на небо, день и ночь взыщите с правотой сердца Духа сего огненного, и Он дастся вам. Ибо Дух тот обитает в правых сердцах, и Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей, и будет у вас небесная радость день и ночь, и будете в этом теле, как те, которые уже находятся в Царстве Небесном.
Прп. Антоний Великий
Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхого человека.
Прп. Антоний Великий
Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, но очищение ума — вот совершенство.
Прп. Макарий Великий
Не ищи совершенства в добродетелях человеческих, ибо совершенного в них нет. Совершенство сокрыто в Кресте Христовом.
Прп. Марк Подвижник
Кто действительно победил страсти телесные и довольно подвизался против лукавых духов, тот должен молиться, чтобы ему было дано чистое сердце и дух правый обновился во утробе его, то есть чтобы он совершенно избавился от злых помыслов и по дару благодати исполнился Божественных мыслей, и таким образом соделался мысленным миром Божиим, светлым и великим.
Прп. Марк Подвижник
Начало нашего спасения и премудрости есть страх Господень. От страха Господня рождается спасительное сокрушение сердечное, а от этого — отречение от мира, то есть нищета и презрение всех стяжаний. От нищеты происходит смирение, от смирения же происходит умерщвление воли, а умерщвлением воли истребляются все пороки. По истреблении пороков добродетели плодятся и возрастают. При возрастании добродетелей приобретается чистота сердца, а чистотой сердца приобретается совершенство апостольской любви.
Прп. Иоанн Кассиан
Когда человек, будучи смиряем чувственными страстями и сознавая себя нечистым по причине плотского осквернения, придет в сокрушение и прибегнет к источнику всякой чистоты и совершенства, то, гнушаясь тем холодным состоянием неверия, в котором находится, горя же духом, удобнее взойдет к совершенству.
Прп. Иоанн Кассиан
Вот цель всего совершенства — чтобы дух, очищенный от всякой плотской нечистоты, ежедневно возвышался к небесному, пока всякая деятельность его, всякое стремление сердца сделается одной и постоянной молитвой.
Прп. Исаак Сирин
Кто же муж совершенный? Кто в действительности любит Господа и ближнего своего как себя самого.
Прп. Ефрем Сирин
Хотя мы и не достигли совершенства, но само это желание есть уже начало нашего спасения. От этого желания мы начнем с помощью Божией подвизаться, а через подвиг получаем помощь к стяжанию добродетелей.
Авва Дорофей
Если сердце твое день и ночь с болезнью не будет искать Бога, ты не можешь преуспеть.
Прп. Варсонофий Великий
Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры.
Прп. Исаак Сирин
Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примиряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия, а, расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия.
Прп. Максим Исповедник
Страх геенны побуждает новоначального избегать греха. Желание воздаяния благ придает готовность преуспевающим в делании добра, а таинство любви восторгает ум превыше всего тварного.
Прп. Максим Исповедник
Если отсекает человек ради Бога свои хотения, Сам Бог с неизреченной радостью приведет его к достижению совершенства без его ведома.
Прп. Петр Дамаскин
Здесь, в земной жизни, никто не может быть совершенным, но получает только залог обетованных благ.
Прп. Петр Дамаскин
Хранящие три добродетели: смирение, покаяние и непрестанный плач — и пребывающие в добром их делании вскоре, как бы не замечая, возводятся к славе, очищению, бесстрастию и Божественному созерцанию и не бывают более улавливаемы руками ненавистника, но получают от Бога прощение всех грехов и таким образом соделываются сынами Вышнего.
Прп. Симеон Новый Богослов
Надобно начинать с меньшего и, постепенно преуспевая, восходить к более и более совершенной святыне и чистоте. И хотя бы прожили в этой жизни тысячи лет, никак не возможем достигнуть полного совершенства святыни, но долг имеем подвизаться ради нее непрестанно так, как бы теперь только положили начало.
Прп. Симеон Новый Богослов
Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству: очистительная, просветительная и таинственная, или совершительная.
Первая свойственна новоначальным. Ей свойственно отложение образа перстного человека, освобождение от всякой чувственной страсти, облечение в нового человека, обновляемого Духом Святым. Дела ее — ненависть к чувственному, измождение плоти, удаление от всего, что может возбуждать страстные помыслы.
На просветительной степени стоят действием священных подвигов преуспевшие в первом бесстрастии. Свойственны ей водворение в уме образа здравых словес или здравых на все воззрений и причастие Духа Святого. Действие ее — очищение ума действием Божественного огня, мысленное отверстие сердечных очей. А конец — слово премудрости, ведение Божественных и человеческих вещей, откровение тайн Царствия Небесного.
На таинственной, или совершительной, степени стоят пришедшие уже в меру возраста Христова. Свойственно им пересекать воздух, возноситься выше всего, приближаться к первому свету и глубины Божии исследовать умом. Дело сей степени — исполнять зрителя таких предметов: ум — ведением путей Промысла, законов правды и истины и разрешений притч и темных мест Священного Писания. Конец же — тайноводствовать того, кто столь усовершен, к сокровенным тайнам Божиим, исполнять его неизреченной премудростью через сочетание с ним Духа, являть его мудрым богословом. Достигший сей меры действием глубочайшего смиренномудрия и сокрушения восхищаем бывает до третьего неба богословия, вкушает неизреченные блага, которых око не видело и о которых ухо не слышало, делается служителем тайн Божиих.
Прп. Никита Стифат
Совершенство христианина — в совершенной любви к ближнему.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, Который, вселившись в христианина, переносит все делание его и все размышление в вечность.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига. Подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Всецелое соединение воли человеческой с волей Божией есть состояние совершенства, какого может достичь только разумное создание Божие.
Свт. Игнатий Брянчанинов