Автор: Священник Анатолий Трушин
В 1942 г. в блокадном голодном Ленинграде скончался один из выдающихся духовных композиторов Русской Православной Церкви – Василий Александрович Фатеев. Будучи композитором огромного дарования и творческой энергии, он известен знатокам церковной музыки как автор небольших хоров. Это около 50 печатных опусов, изданных до революции у Юргенсона.
Однако то, что Фатеев никогда не писал светской музыки, сделало его практически неизвестным для широкой массы слушателей, а произведения, написанные им после закрытия Казанского собора, в котором он служил регентом, возможно, вообще никогда не были исполнены. Так рядом с советской властью прожил свою жизнь один из великих церковных композиторов ХХ столетия.
Василий Александрович Фатеев родился 11(23) декабря 1868 г. в Киеве. Его отец – Александр Семенович Фатеев – был известным регентом1. В 1889 г. Василий окончил Киевское духовное училище. Вместе с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым Василий Александрович поступил в том же году в консерваторию, где проходил обучение у Николая Андреевича Римского-Корсакова, который высоко ценил Фатеева как композитора. Со знаком отличия в 1894 г. Василий окончил консерваторию по двум специальностям: композиция и дирижирование. Еще до поступления в консерваторию, Василий Александрович Фатеев продолжил дело своего отца – начал регентовать хором Казанского собора города Санкт-Петербурга. На протяжении более чем 30 лет он занимал эту должность, вплоть до самого закрытия собора. Хор Казанского собора Санкт- Петербурга устраивался Василием Фатеевым с особой тщательностью. Кроме соборных певчих, он приглашал участвовать в богослужениях и другие хоры города. Под его управлением в хоре Казанского собора пели и выдающиеся мастера вокала: Федор Иванович Шаляпин, Павел Захарович Андреев2, Иван Васильевич Ершов3 и многие другие. Примечательна история появления в хоре известного композитора и дирижёра Александра Васильевича Александрова. Талант Александрова заметил родственник – Петр Алексеевич Заливухин, служивший солистом в петербургском церковном хоре. Посчитав, что у мальчика неплохо поставлен слух, да и голос красив, он уговорил его родителей взять его с собой в Петербург. В 1891 г. Фатеев обратил внимание на даровитого мальчика и принял его в свой хор. Александр проходил под руководством Василия Фатеева элементарную теорию и сольфеджио. Позже Фатеев посчитал, что нужно выдвинуть ученика в солисты хора, и не прогадал. Хор Казанского собора, который и до этого пользовался успехом в столице, увеличил свою аудиторию во много раз и стал считаться чуть ли не лучшим хором в городе. Также сохранились свидетельства об участии хора в отпевании великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в 1893 г. После революции кроме руководства хором Казанского собора Василий Александрович занимался преподаванием пения в школе рабочей молодежи Балтийского завода. После закрытия Казанского собора в 1932 г. Василий Александрович Фатеев долго работал преподавателем пения, при этом не прекращал сочинять музыку для Церкви, практически без надежды на то, чтобы услышать свои хоровые опусы вживую. Чтобы прокормить семью он уезжал на заработки в Новокузнецк. Выйдя на пенсию, бывший регент вернулся в Ленинград. Вскоре началась война и город был блокирован. В 1942 г. Василий Александрович Фатеев умер от голода. Он был похоронен на Охтинском кладбище, но могилу в настоящее время найти не удается. Возрождение и открытие творчества Василия Фатеева для слушателей принадлежит Арнольду Кудинскому4. В 1971 г. он организовал любительский хор при Доме медицинских работников. Конечно, в то время не могло быть и речи о том, чтобы исполнять русскую духовную музыку. Начинали с немецкой – с хоралов Баха. Позднее хор Кудинского первым исполнил Литургию Чайковского. Сейчас этот коллектив, получивший название «Благовест», возглавляет Михаил Козлов. В репертуаре хора – несколько духовных концертов Василия Фатеева из рукописных сборников. По форме они напоминают хоровые концерты Бортнянского: это столь же развитые многочастные композиции, в которых богато используется все многообразие гармонических и полифонических средств. Концерты Фатеева без преувеличения заставляют изменить наш взгляд на культурную ситуацию в Петрограде 1920-х гг. Но истинный масштаб творчества Фатеева еще предстоит открыть музыкальной общественности, так как еще не все сочинения изданы.
Василий Александрович Фатеев написал более 300 духовно-хоровых сочинений, частично изданных до революции в нотном издательстве Юргенсона. Однако большая их часть хранится в рукописях, в том числе и его неизданные духовно-хоровые концерты, написанные на стихи псалмов5 . Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких), ещё будучи в 1976– 1986 гг. регентом хора Ленинградских духовных школ, занимавшийся изучением фатеевского наследия, писал: «Именно духовно- хоровые опусы В.А. Фатеева – наиболее значительны в его творчестве. В них заключены и историческое свидетельство, и философия поколений и завещание новым поколениям…» Композитор «…избранными стихами библейских псалмов и пассионарной музыкой выразил всю боль современников за свою поруганную Родину, за некогда Православное Отечество, за тяготы и муки святых царственных страстотерпцев и других святых страдальцев Церкви. «Вскую шаташася языцы и людие поучашася тщетным? Воссташа царие земстии и князи людстии на Господа и на Христа Его, пролияша кровь их яко воду. Расторгнем узы их и отвергнем иго их!», – стонет и призывает музыка в одноименном творении композитора, которое смело можно назвать хоровой симфонией…» Многие хоровые песнопения, такие как «Херувимская», «Хвалите имя Господне», «Милость мира» (их сохранилось шестнадцать), «Достойно есть», «Свете тихий», великопостные и пасхальные песнопения и другие сочинения композитора, в наше время прочно вошли в богослужебную практику многих церковных хоров Русской Православной Церкви.
1 – Известно, что его отец, будучи главным регентом Казанского собора в Санкт-Петербурге держал частный пансионат для одаренных детей, многие из которых впоследствии выбрали своей специальностью музыку. Например, после пребывания в его пансионате композитор П. Иванов-Радкевич именно в этой музыкальной сфере достиг наивысших творческих результатов. Его сочинения (под именем П. Иванов) до сих пор исполняются во многих храмах.
2 – Павел Захарович Андреев (25 февраля (9 марта) 1874 – 15 сентября 1950) – российский певец (бас-баритон), педагог. Народный артист СССР.
3 – Иван Васильевич Ершов (1867–1943) – российский советский оперный певец (драматический тенор), педагог. Народный артист СССР.
4 – Арнольд Петрович Кудинский – руководитель Санкт-Петербургского любительского камерного хора «Благовест» с самого его образования в 1971 г. и до своей внезапной кончины летом 1996 г.
5 – В библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии хранятся 6 рукописных сборников Фатеева – десятки произведений в каждом, сотни страниц партитуры. Написаны они с 1903 по 1939 гг. Первые два сборника включают большие концерты, написанные на стихи псалмов.
Список использованной литературы:
- Кузнецова Н.И. Композитор Василий Фатеев – регент Казанского собора. http://kazansky-spb.ru/ texts/stati/id/57 (электронный ресурс).
- Плотникова Н.Ю. А.В.Александров. Право- славная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.
- Последний регент Казанского собора. http:// blagovestchoir.narod.ru/stuff/fateev_paper.html (электронный ресурс).
Источник: www.mepar.ru