Автор: священник Анатолий Трушин
«Стравинский – истинно русский композитор… русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… »
Д.Д. Шостакович
Игорь Федорович Стравинский родился 5(17) июня 1882 г. в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), под Санкт-Петербургом. Род Стравинских происходил от польских землевладельцев (первоначально фамилия звучала Сулима-Стравинские, по названию двух притоков Вислы – Стравы и Сулимы). Детство Игоря проходило в Петербурге, жить в котором, по его словам, «было захватывающе интересно». Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию. В доме постоянно звучала музыка – отец композитора, Федор Игнатьевич Стравинский, был известным певцом Мариинского театра (он был первым басом в Санкт-Петербургской императорской опере). Его мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская, была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Федор Михайлович Достоевский.
Когда Игорю Федоровичу минуло девять лет, родители пригласили к нему учительницу музыки. Вспоминая свое детство, Стравинский пишет: «…быстро научился читать ноты и так много разбирал, что у меня явилось желание импровизировать. Я пристрастился к этому, и на долгое время импровизации стали моим любимым занятием. Они не представляли, конечно, ничего особенно интересного, и меня часто упрекали в том, что я трачу время попусту, вместо того чтобы заниматься упражнениями. Сам я был, разумеется, другого мнения, и упреки эти очень меня огорчали. Теперь я понимаю, что и в самом деле родителям моим надо было заботиться о том, чтобы девяти-де-сятилетний мальчишка приучался к какой-то дисциплине. Однако должен сказать, что эти импровизации все же не были совершенно бесплодными: с одной стороны, они содействовали лучшему освоению рояля, а с другой – пробуждали музыкальное мышление». Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 г.
В 19 лет после окончания гимназии Гуревича1, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин.
В студенческие годы Стравинский познакомился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать у него уроки. Римский-Корсаков предложил Стравинскому занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у Василия Павловича Калафати2. «Став учеником Николая Андреевича, я его спросил, хорошо ли я делаю, что всегда сочиняю у рояля. «Одни, как правило, сочиняют у рояля, другие без рояля, – ответил он. – Ну так вот, вы будете сочинять у рояля». И действительно, я сочиняю у рояля и не сожалею об этом. Больше того, я думаю, что в тысячу раз лучше, сочиняя, иметь дело непосредственно со звуками, чем только представлять эти звуки в своем воображении». Консультации у Римского-Корсакова продолжались до его смерти в 1908 г.3Под руководством Николая Андреевича были написаны первые сочинения – скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и несколько других.
На премьере «Фавна и пастушки» присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трех лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Премьера «Жар-птицы» состоялась весной 1910 г. в Парижском государственном театре Елисейских Полей. Успех был колоссальным. В один день ранее никому не известный русский композитор стал знаменитым.
В 1913 г., на премьере балета «Весна священная» в Париже, Стравинский познакомился с композитором Эриком Сати4, которого определял как «самого странного человека, которого когда-либо знал», но притом называл его «самым замечательным» и «неизменно остроумным». Как считает исследователь творчества Сати Юрий Ханон5, некоторые произведения Сати, в особенности балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ» (1918), значительно повлияли на творчество Стравинского. Сам же Игорь Федорович отзывался о «Сократе» Сати, как и о профессиональных достоинствах его автора, скептично и сдержанно.
В начале 1914 г., накануне Первой мировой войны Стравинский выехал с семьей6 в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 г. композитор жил с семьей в Морже близ Лозанны. В эти годы Стравинский сочинял интенсивно, работая нередко сразу над несколькими совершенно разными по характеру и стилю произведениями. Это были, например, русские хореографические сцены «Свадебка» (1914–1923), в чем-то перекликающиеся с «Весной священной», и изысканно-лирическая опера «Соловей» (1914). «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», возрождающая традиции скоморошьего театра (1917), соседствует с балет-пантомимой «Историей солдата», где русский мелос уже начинает нейтрализоваться, попадая в сферу конструктивизма, элементов джаза. Впервые поставленная в Лозанне в 1918 г., «История солдата» ознаменовала собой отход Стравинского от специфически русской тематики.
В 1924 г. состоялся дебют7 Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого.
В 1930 г., по случаю 50-летия со дня основания Бостонского симфонического оркестра, Стравинский по заказу пишет одно из своих известных произведений – «Симфонию псалмов»8. Имея внешние жанровые признаки кантаты, но названное симфонией, это сочинение в некотором смысле стало рубежным в творчестве Стравинского9.
В симфонии использованы тексты трех псалмов – 38-го, 39-го и 150-го. Первый из них –обращение грешника к Господнему милосердию, мольба о спасении; второй – благодарность за полученную милость; третий – гимн хвалы и славы Всевышнему (Аллилуйя). По собственному признанию Стравинского, заметный отпечаток на музыку наложили «ранние воспоминания о церковной музыке в Киеве и Полтаве… третьим разделом «Псалмов» является молитва перед русской иконой младенца Христа с державой и скипетром». Не случайно начал сочинять он на славянские тексты и лишь позднее перешел на латынь, на которой и исполняется симфония. Состав исполнителей несколько необычен. Стравинский убрал из оркестра наиболее эмоционально открытые инструменты – скрипки, альты и кларнеты. С этой же целью партии сопрано и альтов поручены не женским, а детским голосам с их чистым тембром.
Критика по-своему восприняла это сочинение. Стравинский пишет по этому поводу следующее: «Люди, по-видимому, разучились рассматривать тексты Священного Писания иначе как с этнографической или живописной точек зрения. Их поражает, что можно вдохновляться псалмами, не думая обо всех этих побочных элементах, и они требуют объяснений. Вместе с тем они находят вполне естественным, что вещь, написанная для джаза, носит название «Аллилуйя». Все эти недоразумения происходят оттого, что люди ищут в музыке не то, что составляет ее сущность… Большинство людей любит музыку, надеясь найти в ней такие чувства, как радость, горе, печаль, или образы природы, или фантастику, или, наконец, просто хотят, слушая ее, забыть «прозу жизни». Они ищут в музыке лекарство, возбуждающее средство; для них неважно, выражен ли этот способ ее понимания непосредственно или прикрыт искусственным многословием… Все эти соображения приходили мне в голову по поводу Симфонии псалмов, ибо она-то именно и породила как в публике, так и в печати то отношение, о котором я только что говорил. Несмотря на интерес, с которым относились к этой Симфонии, я замечал у людей какое-то недоумение, и вызвано оно было не самой музыкой как таковой, а их неспособностью понять причину, которая заставила меня сочинить Симфонию, столь чуждую им по духу». Стравинский имеет в виду «чуждость» своего произведения духу и форме традиционной классической симфонии. Недоумение, которое это сочинение вызвало у некоторой части слушателей, было того же свойства, что и реакция на первое исполнение Симфоний духовых.
В 1934 г. Игорь Федорович решает принять французское гражданство. Спустя год он пишет в этом же году автобиографическую книгу «Хроника моей жизни». С 1936 г. Стравинский периодически ездил с гастролями в США, в ходе которых укрепились его творческие связи с этой страной. В 1939 г. умерла мать Стравинского, и чуть позже он посвящает ей песню «Незабудочка-цветочек» из «Двух стихотворений Константина Бальмонта для голоса и фортепиано». В этом же году Стравинский перебрался из Франции в США и поселился в Голливуде10.
Произведениями 40-х годов являются – балет «Орфей» (1948), Симфония до-мажор (1940) и Симфония в трех частях (1945), а также Эбони-концерт для кларнета и джаз- оркестра (1946). В конце 1940-х гг. он познакомился с молодым американским дирижером Робертом Крафтом11, который впоследствии стал его другом и биографом. Возможно, под влиянием Крафта Стравинский в эти годы и начал проявлять живой интерес к «новой Венской школе» и к молодому европейскому «авангарду».
Для творчества композитора в 1950–1960-е гг. характерно погружение в музыку добаховской эпохи, обращение к библейским сюжетам, применение конструктивной 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, открытой в начале XX в. австрийским композитором, теоретиком и педагогом Арнольдом Шенбергом и впоследствии развитой его учениками12. Наиболее значительные произведения этого времени «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон» (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» для оркестра (1960), кантата-аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV в. (1962).
Стиль Стравинского становится в них все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это – в ее скрытой природе».
Кульминацией этого серийного периода Стравинского считается Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием), которое Игорь Федорович написал в 1966 г., находясь в серьезной болезни и думая, что уже умирает.
Характерно, что в поздний период творчества Стравинский часто возвращался к своим ранним произведениям, делал их переложения и обработки. Так, одним из последних сочинений Стравинского был канон на тему русской песни «Не сосна у ворот раскачалася», использованной ранее в финале балета «Жар-птица». Все более и более ощущая отчужденность от американской общественной среды, сетуя на одиночество в чуждой ему стране и одновременно саркастически обличая «авангардистов», изменивших, по его глубокому убеждению, делу музыки, Стравинский с любовью обрабатывает, отделывает и шлифует свои вокальные миниатюры «русского периода». «У меня нет больше терпения, – писал он, – слушать музыку, которая не только лишена песенности или танцевальности, но вообще не занимается ничем другим, кроме как отражением шумов, возникающих при всякого рода технических процессах».
6 апреля 1971 г. Игорь Федорович Стравинский умер от сердечной недостаточности в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, в так называемой «русской» его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева. В 1982 г. рядом с могилой Стравинского была похоронена его жена Вера Артуровна. Уже посмертно, в 1987 г. за музыкальные достижения при жизни Стравинскому присудили премию Грэмми. Неоконченными остались оркестровки четырех прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (оркестровка началась в период с 1968 по 1970 гг.). Также сохранились эскизы некоего сочинения для фортепиано.
Завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к истокам, к музыке, олицетворявшей далекое русское прошлое, тоска по которому всегда присутствовала где-то в глубинах сердца, прорываясь иногда в высказываниях, и особенно усилилась после посещения Стравинским Советского Союза осенью 1962 г. Именно тогда произнес он знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина – и место рождения является главным фактором его жизни».
* * *
Первое обращение Игоря Федоровича Стравинского к духовной музыке было в 1926 г. – он пишет «Отче наш» для хора a-capella на церковно-славянский текст. Вторым и третьим обращением к церковно-славянским текстам он обращается в 1932 и 1934 гг. В первом случае он пишет «Верую», во втором же «Богородице Дево, радуйся». В 1949 г. Стравинский заменил церковно-славянские тексты песнопений каноническими католическими текстами (соответственно Pater noster, Credo и Ave Maria), без малейшего изменения музыки. Такой шаг можно аргументировать тем, что, живя на территории другой страны (на тот момент это были США), композитор хотел вносить православные песнопения и в другую культурную среду.
1 – Гимназия и реальное училище Гуревича — одно из лучших частных средних учебных заведений Санкт- Петербурга с правами казенной гимназии.
2 – Василий Павлович Калафати (29 января [10 февраля] 1869 – 20 марта (по другим сведениям, 30 января) 1942) — русский и советский композитор и музыкальный педагог.
3 – На смерть своего учителя Стравинский откликнулся «Надгробной песнью» для оркестра, исполненной в 1908 году, впоследствии утерянной, но недавно найденной и вновь исполненной.
4 – Эрик Альфред Лесли Сати (17 мая 1866 года – 1 июля 1925) – эксцентричный французский композитор и пиа-нист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.
5 – Юрий Ханой (настоящее имя Юрий Феликсович Соловьёв-Савояров, 16 июня 1965 – настоящее время) – советский и российский композитор, писатель и художник
6 – В 1906 г. Стравинский женился на Екатерине Гавриловне Носенко, своей кузине. В 1907 г. родился их первый сын, художник Фёдор Стравинский, в 1910 г. второй сын, композитор и пианист Святослав Сулима-Стравинский.
7 – Как дирижёр Игорь Стравинский выступал с 1915 г.
8 – Название «Симфония псалмов» было найдено не сразу. Стравинский искал точного соответствия заглавия художественному замыслу произведения. Сначала в записных книжках композитора появилось название «Симфония для Пения и Оркестра». Затем Стравинский попытался конкретизировать смысл заглавия и назвал свой опус «Псалмодическая симфония» (Symphonie psalmodique). Но и это его не удовлетворило. В письме Андре Шеффнеру от 12 августа 1930 г. он писал: «Я представлял себе короткое заглавие, в котором был бы схвачен особый характер моей Симфонии. Короче, это не симфония, в которую я поместил некие поющиеся псалмы, но, напротив, это именно само пение псалмов, которое я симфонизирую». В окончательном названии «Симфония псалмов», как и в названии «Симфонии духовых» подчеркнут изначальный смысл понятия «симфония», указывающий на идею и композиционный замысел произведения: в одном случае это симфония, рождаемая со-звучанием духовых инструментов, в другом – симфония, созидаемая со-звучанием псалмов.
9 – Существуют сведения о том, что в это время композитор как раз обдумывал идею нового сочинения с религиозной тематикой для хора и оркестра, в котором должны были звучать православные богослужебные тексты. Были даже написаны фрагменты этого сочинения, которые затем вошли в финал «Симфонии псалмов». В этих фрагментах периодически звучало «Господи, помилуй», с аккомпанементом оркестра, но в музыкальном сознании Стравинского это «неправославное» композиционное решение вызывало внутреннее отторжение при всём желании написать такое сочинение для западного слушателя; подобные опусы уже были написаны также находившимся в эмиграции в это время Александром Гречаниновым. Получив заказ на симфонию, композитор изменил замысел и решил писать свое сочинение не на церковно-славянский текст, а на латинский, перетекстовав уже написанные эпизоды. Так, в финале «Симфонии», в быстрых эпизо-дах можно услышать нелогичное смещение ударений во фразе «Laudate Dominum». Она звучит «Laudate Dominum» и за этим можно услышать первоначальный вариант – «Господи, помилуй».
10 – Позже Стравинский вспоминал парижские годы как самое несчастливое время своей жизни. В 1938 г. умерла его старшая дочь Людмила, в 1939 г. – его жена (похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа) и его мать. 9 марта 1940 г. Стравинский женился вновь — на актрисе и художнице Вере Судейкиной, с которой был знаком с 1922 г.
11 – Роберт Лавсон Крафт (20 октября 1923 – 10 ноября 2015) – американский дирижёр и музыкальный критик. Крупнейший биограф Игоря Стравинского.
12 – Эту систему композиции использовал также и Антон Веберн.
Список использованной литературы:
1. Асафьев Б. Книга о Стравинском Лг.: Музыка, 1977.
2. Друскин М. Игорь Стравинский. Лг.: Композитор, 1982.
3. Савенко С.И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001.
4. Савенко С.И. Игорь Стравинский. Челябинск: Аркаим, 2004.
5. Стравинская К.Ю. О И.Ф .Стравинском и его близких. Лг.: Музыка, 1978.
6. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. Лг.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
7. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. Л г.: Музыка, 1982.
8. Ярустовский Б. И.Ф. Стравинский: Статьи и материалы. М.: Композитор, 1973.
9. Bubushkin D., Craft R. The Correspondence of Vera and Igor Stravinsky, 1921–1954, with Excerpts from Vera Stravinsky’s Diaries, 1921–1971. N.–Y.: Thames and Hudson, 1985.
10. Rousseau-Plotto, Etienne. «Stravinsky a Biarritz». Anglet: Seguier, 2001.
11. Straus J.N. Stravinsky’s serial «mistakes». // The Journal of Musicology № 17, 1999.
12. Stravinsky Ê Craft R. Stravinsky in Pictures and Documents». N.-Y.: Simon and Schuster, 1978.
13. Taruskin Richard. Stravinsky and the Russian traditions: a biography of the works through Mavra». Oxford: OUP, 1996.
14. Walter E. Stravinsky: The Composer and His Works. Berkeley and LA: University of California Press, 1979.
Источник: mepar.ru