Image

Игорь Федорович Стравинский: к 135-летию со дня рождения композитора

Автор: священник Анатолий Трушин

«Стравинский – истинно русский композитор… русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… »

Д.Д. Шостакович

Игорь Федорович Стравинский родился 5(17) июня 1882 г. в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), под Санкт-Петербургом. Род Стравинских происходил от польских землевладельцев (первоначально фамилия звучала Сулима-Стравинские, по названию двух притоков Вислы – Стравы и Сулимы). Детство Игоря проходило в Петербурге, жить в котором, по его словам, «было захватывающе интересно». Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию. В доме постоянно звучала музыка – отец композитора, Федор Игнатьевич Стравинский, был известным певцом Мариинского театра (он был первым басом в Санкт-Петербургской императорской опере). Его мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская, была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Федор Михайлович Достоевский.

Когда Игорю Федоровичу минуло девять лет, родители пригласили к нему учительницу музыки. Вспоминая свое детство, Стравинский пишет: «…быстро научился читать ноты и так много разбирал, что у меня явилось желание импровизировать. Я пристрастился к этому, и на долгое время импровизации стали моим любимым занятием. Они не представляли, конечно, ничего особенно интересного, и меня часто упрекали в том, что я трачу время попусту, вместо того чтобы заниматься упражнениями. Сам я был, разумеется, другого мнения, и упреки эти очень меня огорчали. Теперь я понимаю, что и в самом деле родителям моим надо было заботиться о том, чтобы девяти-де-сятилетний мальчишка приучался к какой-то дисциплине. Однако должен сказать, что эти импровизации все же не были совершенно бесплодными: с одной стороны, они содействовали лучшему освоению рояля, а с другой – пробуждали музыкальное мышление». Однако к серьезной профессиональной учебе Стравинский приступил лишь после 1902 г.

В 19 лет после окончания гимназии Гуревича1, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин.

В студенческие годы Стравинский познакомился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать у него уроки. Римский-Корсаков предложил Стравинскому занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у Василия Павловича Калафати2. «Став учеником Николая Андреевича, я его спросил, хорошо ли я делаю, что всегда сочиняю у рояля. «Одни, как правило, сочиняют у рояля, другие без рояля, – ответил он. – Ну так вот, вы будете сочинять у рояля». И действительно, я сочиняю у рояля и не сожалею об этом. Больше того, я думаю, что в тысячу раз лучше, сочиняя, иметь дело непосредственно со звуками, чем только представлять эти звуки в своем воображении». Консультации у Римского-Корсакова продолжались до его смерти в 1908 г.3Под руководством Николая Андреевича были написаны первые сочинения – скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и несколько других.

На премьере «Фавна и пастушки» присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трех лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Премьера «Жар-птицы» состоялась весной 1910 г. в Парижском государственном театре Елисейских Полей. Успех был колоссальным. В один день ранее никому не известный русский композитор стал знаменитым.

В 1913 г., на премьере балета «Весна священная» в Париже, Стравинский познакомился с композитором Эриком Сати4, которого определял как «самого странного человека, которого когда-либо знал», но притом называл его «самым замечательным» и «неизменно остроумным». Как считает исследователь творчества Сати Юрий Ханон5, некоторые произведения Сати, в особенности балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ» (1918), значительно повлияли на творчество Стравинского. Сам же Игорь Федорович отзывался о «Сократе» Сати, как и о профессиональных достоинствах его автора, скептично и сдержанно.

В начале 1914 г., накануне Первой мировой войны Стравинский выехал с семьей6 в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 г. композитор жил с семьей в Морже близ Лозанны. В эти годы Стравинский сочинял интенсивно, работая нередко сразу над несколькими совершенно разными по характеру и стилю произведениями. Это были, например, русские хореографические сцены «Свадебка» (1914–1923), в чем-то перекликающиеся с «Весной священной», и изысканно-лирическая опера «Соловей» (1914). «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», возрождающая традиции скоморошьего театра (1917), соседствует с балет-пантомимой «Историей солдата», где русский мелос уже начинает нейтрализоваться, попадая в сферу конструктивизма, элементов джаза. Впервые поставленная в Лозанне в 1918 г., «История солдата» ознаменовала собой отход Стравинского от специфически русской тематики.

В 1924 г. состоялся дебют7 Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого.

В 1930 г., по случаю 50-летия со дня основания Бостонского симфонического оркестра, Стравинский по заказу пишет одно из своих известных произведений – «Симфонию псалмов»8. Имея внешние жанровые признаки кантаты, но названное симфонией, это сочинение в некотором смысле стало рубежным в творчестве Стравинского9.

В симфонии использованы тексты трех псалмов – 38-го, 39-го и 150-го. Первый из них –обращение грешника к Господнему милосердию, мольба о спасении; второй – благодарность за полученную милость; третий – гимн хвалы и славы Всевышнему (Аллилуйя). По собственному признанию Стравинского, заметный отпечаток на музыку наложили «ранние воспоминания о церковной музыке в Киеве и Полтаве… третьим разделом «Псалмов» является молитва перед русской иконой младенца Христа с державой и скипетром». Не случайно начал сочинять он на славянские тексты и лишь позднее перешел на латынь, на которой и исполняется симфония. Состав исполнителей несколько необычен. Стравинский убрал из оркестра наиболее эмоционально открытые инструменты – скрипки, альты и кларнеты. С этой же целью партии сопрано и альтов поручены не женским, а детским голосам с их чистым тембром.

Критика по-своему восприняла это сочинение. Стравинский пишет по этому поводу следующее: «Люди, по-видимому, разучились рассматривать тексты Священного Писания иначе как с этнографической или живописной точек зрения. Их поражает, что можно вдохновляться псалмами, не думая обо всех этих побочных элементах, и они требуют объяснений. Вместе с тем они находят вполне естественным, что вещь, написанная для джаза, носит название «Аллилуйя». Все эти недоразумения происходят оттого, что люди ищут в музыке не то, что составляет ее сущность… Большинство людей любит музыку, надеясь найти в ней такие чувства, как радость, горе, печаль, или образы природы, или фантастику, или, наконец, просто хотят, слушая ее, забыть «прозу жизни». Они ищут в музыке лекарство, возбуждающее средство; для них неважно, выражен ли этот способ ее понимания непосредственно или прикрыт искусственным многословием… Все эти соображения приходили мне в голову по поводу Симфонии псалмов, ибо она-то именно и породила как в публике, так и в печати то отношение, о котором я только что говорил. Несмотря на интерес, с которым относились к этой Симфонии, я замечал у людей какое-то недоумение, и вызвано оно было не самой музыкой как таковой, а их неспособностью понять причину, которая заставила меня сочинить Симфонию, столь чуждую им по духу». Стравинский имеет в виду «чуждость» своего произведения духу и форме традиционной классической симфонии. Недоумение, которое это сочинение вызвало у некоторой части слушателей, было того же свойства, что и реакция на первое исполнение Симфоний духовых.

В 1934 г. Игорь Федорович решает принять французское гражданство. Спустя год он пишет в этом же году автобиографическую книгу «Хроника моей жизни». С 1936 г. Стравинский периодически ездил с гастролями в США, в ходе которых укрепились его творческие связи с этой страной. В 1939 г. умерла мать Стравинского, и чуть позже он посвящает ей песню «Незабудочка-цветочек» из «Двух стихотворений Константина Бальмонта для голоса и фортепиано». В этом же году Стравинский перебрался из Франции в США и поселился в Голливуде10.

Произведениями 40-х годов являются – балет «Орфей» (1948), Симфония до-мажор (1940) и Симфония в трех частях (1945), а также Эбони-концерт для кларнета и джаз- оркестра (1946). В конце 1940-х гг. он познакомился с молодым американским дирижером Робертом Крафтом11, который впоследствии стал его другом и биографом. Возможно, под влиянием Крафта Стравинский в эти годы и начал проявлять живой интерес к «новой Венской школе» и к молодому европейскому «авангарду».

Для творчества композитора в 1950–1960-е гг. характерно погружение в музыку добаховской эпохи, обращение к библейским сюжетам, применение конструктивной 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, открытой в начале XX в. австрийским композитором, теоретиком и педагогом Арнольдом Шенбергом и впоследствии развитой его учениками12. Наиболее значительные произведения этого времени «Священное песнопение в честь апостола Марка» (1955), балет «Агон» (1957), «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» для оркестра (1960), кантата-аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV в. (1962).

Стиль Стравинского становится в них все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это – в ее скрытой природе».

Кульминацией этого серийного периода Стравинского считается Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием), которое Игорь Федорович написал в 1966 г., находясь в серьезной болезни и думая, что уже умирает.

Характерно, что в поздний период творчества Стравинский часто возвращался к своим ранним произведениям, делал их переложения и обработки. Так, одним из последних сочинений Стравинского был канон на тему русской песни «Не сосна у ворот раскачалася», использованной ранее в финале балета «Жар-птица». Все более и более ощущая отчужденность от американской общественной среды, сетуя на одиночество в чуждой ему стране и одновременно саркастически обличая «авангардистов», изменивших, по его глубокому убеждению, делу музыки, Стравинский с любовью обрабатывает, отделывает и шлифует свои вокальные миниатюры «русского периода». «У меня нет больше терпения, – писал он, – слушать музыку, которая не только лишена песенности или танцевальности, но вообще не занимается ничем другим, кроме как отражением шумов, возникающих при всякого рода технических процессах».

6 апреля 1971 г. Игорь Федорович Стравинский умер от сердечной недостаточности в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, в так называемой «русской» его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева. В 1982 г. рядом с могилой Стравинского была похоронена его жена Вера Артуровна. Уже посмертно, в 1987 г. за музыкальные достижения при жизни Стравинскому присудили премию Грэмми. Неоконченными остались оркестровки четырех прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (оркестровка началась в период с 1968 по 1970 гг.). Также сохранились эскизы некоего сочинения для фортепиано.

Завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к истокам, к музыке, олицетворявшей далекое русское прошлое, тоска по которому всегда присутствовала где-то в глубинах сердца, прорываясь иногда в высказываниях, и особенно усилилась после посещения Стравинским Советского Союза осенью 1962 г. Именно тогда произнес он знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина – и место рождения является главным фактором его жизни».

* * *

Первое обращение Игоря Федоровича Стравинского к духовной музыке было в 1926 г. – он пишет «Отче наш» для хора a-capella на церковно-славянский текст. Вторым и третьим обращением к церковно-славянским текстам он обращается в 1932 и 1934 гг. В первом случае он пишет «Верую», во втором же «Богородице Дево, радуйся». В 1949 г. Стравинский заменил церковно-славянские тексты песнопений каноническими католическими текстами (соответственно Pater noster, Credo и Ave Maria), без малейшего изменения музыки. Такой шаг можно аргументировать тем, что, живя на территории другой страны (на тот момент это были США), композитор хотел вносить православные песнопения и в другую культурную среду.


1 – Гимназия и реальное училище Гуревича — одно из лучших частных средних учебных заведений Санкт- Петербурга с правами казенной гимназии.
2 – Василий Павлович Калафати (29 января [10 февраля] 1869 – 20 марта (по другим сведениям, 30 января) 1942) — русский и советский композитор и музыкальный педагог.
3 – На смерть своего учителя Стравинский откликнулся «Надгробной песнью» для оркестра, исполненной в 1908 году, впоследствии утерянной, но недавно найденной и вновь исполненной.
4 – Эрик Альфред Лесли Сати (17 мая 1866 года – 1 июля 1925) – эксцентричный французский композитор и пиа-нист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.
5 – Юрий Ханой (настоящее имя Юрий Феликсович Соловьёв-Савояров, 16 июня 1965 – настоящее время) – советский и российский композитор, писатель и художник
6 – В 1906 г. Стравинский женился на Екатерине Гавриловне Носенко, своей кузине. В 1907 г. родился их первый сын, художник Фёдор Стравинский, в 1910 г. второй сын, композитор и пианист Святослав Сулима-Стравинский.
7 – Как дирижёр Игорь Стравинский выступал с 1915 г.
8 – Название «Симфония псалмов» было найдено не сразу. Стравинский искал точного соответствия заглавия художественному замыслу произведения. Сначала в записных книжках композитора появилось название «Симфония для Пения и Оркестра». Затем Стравинский попытался конкретизировать смысл заглавия и назвал свой опус «Псалмодическая симфония» (Symphonie psalmodique). Но и это его не удовлетворило. В письме Андре Шеффнеру от 12 августа 1930 г. он писал: «Я представлял себе короткое заглавие, в котором был бы схвачен особый характер моей Симфонии. Короче, это не симфония, в которую я поместил некие поющиеся псалмы, но, напротив, это именно само пение псалмов, которое я симфонизирую». В окончательном названии «Симфония псалмов», как и в названии «Симфонии духовых» подчеркнут изначальный смысл понятия «симфония», указывающий на идею и композиционный замысел произведения: в одном случае это симфония, рождаемая со-звучанием духовых инструментов, в другом – симфония, созидаемая со-звучанием псалмов.
9 – Существуют сведения о том, что в это время композитор как раз обдумывал идею нового сочинения с религиозной тематикой для хора и оркестра, в котором должны были звучать православные богослужебные тексты. Были даже написаны фрагменты этого сочинения, которые затем вошли в финал «Симфонии псалмов». В этих фрагментах периодически звучало «Господи, помилуй», с аккомпанементом оркестра, но в музыкальном сознании Стравинского это «неправославное» композиционное решение вызывало внутреннее отторжение при всём желании написать такое сочинение для западного слушателя; подобные опусы уже были написаны также находившимся в эмиграции в это время Александром Гречаниновым. Получив заказ на симфонию, композитор изменил замысел и решил писать свое сочинение не на церковно-славянский текст, а на латинский, перетекстовав уже написанные эпизоды. Так, в финале «Симфонии», в быстрых эпизо-дах можно услышать нелогичное смещение ударений во фразе «Laudate Dominum». Она звучит «Laudate Dominum» и за этим можно услышать первоначальный вариант – «Господи, помилуй».
10 – Позже Стравинский вспоминал парижские годы как самое несчастливое время своей жизни. В 1938 г. умерла его старшая дочь Людмила, в 1939 г. – его жена (похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа) и его мать. 9 марта 1940 г. Стравинский женился вновь — на актрисе и художнице Вере Судейкиной, с которой был знаком с 1922 г.
11 – Роберт Лавсон Крафт (20 октября 1923 – 10 ноября 2015) – американский дирижёр и музыкальный критик. Крупнейший биограф Игоря Стравинского.
12 – Эту систему композиции использовал также и Антон Веберн.

Список использованной литературы:

1. Асафьев Б. Книга о Стравинском Лг.: Музыка, 1977.
2. Друскин М. Игорь Стравинский. Лг.: Композитор, 1982.
3. Савенко С.И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001.
4. Савенко С.И. Игорь Стравинский. Челябинск: Аркаим, 2004.
5. Стравинская К.Ю. О И.Ф .Стравинском и его близких. Лг.: Музыка, 1978.
6. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. Лг.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
7. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. Л г.: Музыка, 1982.
8. Ярустовский Б. И.Ф. Стравинский: Статьи и материалы. М.: Композитор, 1973.
9. Bubushkin D., Craft R. The Correspondence of Vera and Igor Stravinsky, 1921–1954, with Excerpts from Vera Stravinsky’s Diaries, 1921–1971. N.–Y.: Thames and Hudson, 1985.
10. Rousseau-Plotto, Etienne. «Stravinsky a Biarritz». Anglet: Seguier, 2001.
11. Straus J.N. Stravinsky’s serial «mistakes». // The Journal of Musicology № 17, 1999.
12. Stravinsky Ê Craft R. Stravinsky in Pictures and Documents». N.-Y.: Simon and Schuster, 1978.
13. Taruskin Richard. Stravinsky and the Russian traditions: a biography of the works through Mavra». Oxford: OUP, 1996.
14. Walter E. Stravinsky: The Composer and His Works. Berkeley and LA: University of California Press, 1979.

Источник: mepar.ru


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Игорь Федорович Стравинский: к 135-летию со дня рождения композитора — Клин православный