Автор: Инга Филиппова
На сороковой день после Своего Воскресения Господь собрал на Елеонской горе учеников. Для чего? Чтобы попрощаться с ними и дать последние напутствия. Он сказал им: «…вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 21, 49). Потом, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 50-51).
Для нас чаще всего прощание печально, а расставание трагично. Ученики Христовы шли на эту последнюю встречу в таком же настроении: «Господи, когда апостолы Тебя увидели, Податель жизни Христе, на облаках поднимающимся, со слезными сетованиями, печалью исполняясь, в скорби возглашали: «Владыка, не оставь нас, рабов Твоих, сиротами, тех, кого из сострадания Ты возлюбил, как Милосердный…» (стихира вечерни на праздник Вознесения Господня; все богослужебные тексты даны в русском переводе). Но в итоге апостолы «возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 52). Почему же расставание со Спасителем и Его Вознесение на небо стало одним из великих христианских праздников?
Ответ на этот вопрос дает сама Церковь в своих богослужебных текстах.
Господь Наш Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Будучи Вторым Лицом Пресвятой Троицы, не отделяясь от органического единства с Богом Отцом, Он облеклся в плоть, родился от земной Женщины – Девы Марии и прожил на земле вместе с людьми более тридцати лет. Он ходил по земле, жаждал и алкал, исцелял больных, учил, совершал чудеса. Потом был распят Своим же народом и умер на Кресте. Но мог ли Бог умереть, ведь Он же бессмертен? Как Бог не мог, но Он воспринял человеческую природу во всей её полноте, значит: «Как человек, Ты, Спаситель, добровольно умираешь, а как Бог воскрешаешь смертных из гробов и глубины греха», «Создавший Своею рукою Адама из земли ради его принял человеческую природу и добровольное распятие» (27 и 58 похвалы на 18-й Кафизме на утрени Великой субботы). Всё, кроме греха, воспринял от Своей Матери Сын Божий. Для чего? Чтобы спасти Адама, а в его лице и все человечество. Для этого после Своей смерти Господь сходит в ад и не просто разрушает узы ада и освобождает узников, но и обновляет саму человеческую природу Своими Крестной смертью и Воскресением. «Добровольно сошедши под землю, Ты, Спаситель, оживил и возвел во славу Отца умерщвленное человечество» (53 похвала на 18-й Кафизме на утрени Великой субботы).
После Воскресения Господь являлся ученикам и общался с ними уже в обновленном теле, но Божий план спасения человеческого рода еще не был завершен, ведь цель, поставленная Богом перед каждым человеком – это обожение, то есть полноценное соединение со своим Творцом. Обновленная плоть Христа должна быть прославлена Отцом, чтобы посланный оставшимся на земле людям Святой Дух – Утешитель, помог им достичь спасения. «Господь вознесся на небеса, чтобы послать Утешителя миру. Небеса приготовили престол Ему, облака – восхождение Его. Ангелы удивляются, видя Человека выше себя…» (стихира вечерни на праздник Вознесения Господня). На небывалую доселе высоту возвел Иисус Христос человечество, «падшее естество наше из сострадания возвысив, посадил рядом с Отцом. Потому небесные полки бесплотных, поражаясь чуду, изумлялись в страхе, и, охваченные трепетом, Твое человеколюбие величали» (стихира вечерни праздника Вознесения Господня).
Вознесение Господне было действительно радостным событием для всех верующих людей и имеет огромное значение не только для них, но и для всего человечества. И теперь людям дана возможность в соединении со Христом, через посредничество и помощь Святого Духа, «наставляющего, утверждающего и освящающего души наши» (стихира на литии праздника Вознесения Господня), достичь Царства Небесного.