Image

Протоиерей Борис Балашов о главной заповеди

Автор: протоиерей Борис Балашов

«Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего своего, как самого себя» (Мк. 12, 30–31) – вот главная заповедь, которую дал людям Господь. Кто наш ближний? Всякий человек, нуждающийся в помощи и поддержке, в мудром совете.

Добрый самарянин. Хосе Тапиро Баро (источник: www.artchive.ru)

У верующих в существование Бога людей, не являющихся христианами, через осмысление сотворенного Создателем мира, из опыта своей земной жизни, из того, что находится в тайниках человеческой души, из того, что они считают Откровением Творца, создается понимание Бога как мудрого, справедливого и способного на дела милосердия.

Если рассуждать так, то, чтобы после смерти человеческой душе было хорошо, считается, что надо выполнять в земной жизни те или иные заповеди. Исполняя их, человек как бы зарабатывает себе свое будущее благополучие в ином мире. Однако христианская вера, основанная на Евангелии Иисуса Христа, говорит совсем о другом. Более того, Иисус Христос даже отрицает то, что Бог справедлив! Новозаветное Священное Писание ясно возвещает истину, отвергаемую другими религиями: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Если мы принимаем истины Слова Божия, у нас возникают вопросы: что нужно делать и какими нужно стать, чтобы мы смогли быть вместе с Богом, Который есть любовь? Иисус Христос объясняет, что в жизнь вечную можно войти только при соблюдении двуединой заповеди о любви к Богу и к людям – ближним. Однако самый серьезный вопрос заключается в том, кого считать ближним, то есть к кому должна относиться и на кого должна быть направлена наша любовь. И мусульмане, и иудеи, и большинство неверующих единодушно считают близкими членов своих семей, родственников, друзей, в некоторых случаях – единоплеменников и единоверцев. Христос нисколько этого не отрицает, но утверждает, что для вхождения в Божие Царство и обретения светлой вечной жизни этого недостаточно. Он объясняет это Своим современникам-иудеям притчей о милосердном самарянине (см. Лк. 10, 25–37).

Шел один еврей по дороге из Иерусалима в Иерихон. И случилась беда: на него напали разбойники. Они его ограбили, жестоко избили и оставили с кровоточащими ранами умирать на пыльной дороге. Мимо шли люди, которые формально считались близкими этому страдальцу, – священник и левит. Они возвращались домой из Иерусалима, где несли свое служение истинному Богу, совершали установленные законом обряды. Увидев на дороге умирающего страдальца – единоверца и единоплеменника, они перешли на другую сторону дороги, чтобы не расстраиваться из-за чужой беды, и спокойно продолжили свой путь домой с чувством выполненного долга: своё священное служение в храме исполнено. А оказались ли эти служители ветхозаветного храма ближними своему соотечественнику, проявили ли они к нему любовь, которую им Бог заповедал? Нет! Как же они это обосновали? Просто: он же не родственник им и не друг, значит, и не ближний, поэтому о его судьбе можно не волноваться.

По той же дороге после этих правоверных иудеев идет другой человек. Его даже в Иерусалимский храм никто не пустит: он самарянин, с людьми его национальности евреи традиционно не общались, враждовали; он еретик в понимании иудеев. И вот именно такой потенциальный «враг» увидел своего «недруга» в тяжкой беде. Самарянин не имел правильной веры, однако у него не был утрачен другой дар от Бога: живая совесть. Поэтому он не проходит мимо несчастного, не отворачивается, а наоборот – подходит, смотрит и оценивает, чем реально может помочь тому, кто вчера мог бы плюнуть в его сторону, если бы они встретились на дороге. При виде чужой беды для человека, не растерявшего совесть, никакая вражда значения не имеет.

Самарянин оказывает первую помощь пострадавшему: омывает раны сухим вином – питьевым дорожным запасом, то есть дезинфицирует; смазывает их для лучшего заживления оливковым маслом, которое брали с собою в дорогу для еды; находит, чем перевязать раны, отдает ему какую-то свою одежду, сажает обессилевшего иудея на своего осла, а сам идет пешком. Приходит в гостиницу при дороге, в которой часто останавливался, устраивает там больного, а перед отъездом дает хозяину гостиницы деньги – три динария (заработок рабочего за три полных трудовых дня) – и просит позаботиться о несчастном. При всем этом еще и обещает хозяину гостиницы покрыть те убытки, которые тот понесет в своих заботах о больном.

Так кто же в этой притче реально оказывается ближним человеку, попавшему в беду? Самарянин, оказавший милость (см. Лк. 10, 36), – традиционный «враг» людей, среди которых жил Иисус Христос. Спаситель, обращаясь не только к Своим современникам, но и ко всем нам, говорит: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 37).

Любовь к людям проявляется во внимании к ним, в видении их проблем, бед и несчастий и, конечно же, в посильной помощи. Ближний для христианина, помимо родственников и друзей, – тот, кого Господь ставит на нашем жизненном пути и кто нуждается в нашем сочувствии и поддержке. Что мы можем сделать? Помолиться об этих людях, оценить, в чем они сейчас нуждаются, подумать, что мы можем реально сделать для их поддержки. Кому-то нужны добрые слова сочувствия и ненавязчивые советы, кому-то – пища или одежда, или помощь в оформлении документов, или лечение и т.д.

Милосердный самарянин всего лишь оказывает посильную помощь попавшему в беду человеку, но этим спасает ему жизнь и помогает его выздоровлению.

Я помню, в советское время пожилые прихожанки договаривались между собою и приходили копать огород, мыть пол и окна, колоть дрова, покупать продукты тому, кто сам этого не мог сделать. Это была, безусловно, приходская благотворительность, хотя она и была тогда запрещена законом. Сейчас все разрешено, да только очень уж мало желающих помочь другим, что, видимо, свидетельствует либо о слабости нашей веры, либо об оскудении нашей христианской любви. Зачем же Христос в притче о милосердном самарянине старается направить наши силы – как духовные, так и телесные – на совершение дел любви тем, кто в них нуждается? Это для тех людей нужно? Да! Однако более всего это нужно нам. Почему? В Царстве Небесном – мире Божественной любви – сможет жить только тот, кто этой любви научился в той школе, которой является наша земная жизнь.

Святой апостол Иоанн Богослов объясняет, что на­учиться любить Бога можно только через любовь к Его образам или портретам, пусть даже очень изуродованным и загрязненным, – людям (см. 1 Ин. 4, 16–21). Вся церковная жизнь, включая таинства, изучение Слова Божия, молитву, покаяние, совершение дел милосердия, направлена на одно: очищение и преображение человеческой души. В итоге человек должен стать таким, чтобы про него, как про Бога, можно было бы сказать: «Человек есть любовь».


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Протоиерей Борис Балашов о главной заповеди — Клин православный