Автор: диакон Иоанн Иванов
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы услышали евангельское повествование о призыве первых учеников. А в продолжение этого прозвучали слова Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа.
Согласно апостолу и евангелисту Матфею, мы видим смелое последование Петра, Андрея, Иакова и Иоанна за Христом. Но апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что между самой первой встречей этих учеников и дальнейшим их следованием за Христом вплоть до предательства, Крестного пути и смерти Божественного Учителя, есть еще период ухода Христа в пустыню. Для учеников он был нужен, чтобы первый эффект от встречи с ожидаемым Мессией – с величайшим из людей, которых они встречали в своей жизни – этот период первой «неправильной влюбленности» прошел, чтобы они разумом могли почувствовать, а действительно ли нужно им следовать за тем, кто отрывает их от привычных занятий?
Понять мировоззрение учеников Христа не так сложно. Их жизнь – это привычная работа – та работа, в которой мы видим не только источник вдохновения. Ведь мы должны кормить семью, а многие даже достигают того, чтобы что-то оставить после себя, да и уважать себя начинаешь, когда по-настоящему трудишься.… То есть, мы наблюдаем обычную жизнь первых учеников, для которых источник пропитания – рыбная ловля, что тоже вполне понятно многим из нас, кто, например, на приусадебных участках что-то выращивает.
Религиозный поиск человека – это еще и творчество. Говорят, не все способны к самостоятельному религиозному поиску, только маленький процент, но те вопросы, которые задает себе человек – «Почему я так мало живу?», «Что мне нужно сделать, чтобы преодолеть эту конечность, чтобы жить и не умирать?», – они в разном возрасте, на разных этапах жизни, тем не менее, настигают нас. Очевидно, что эти духовные запросы были у всех тех, кого перечисляют евангелисты Матфей и Иоанн Богослов.
Мы видим, что для Христа при этом очень важны два условия. Первое: невозможно дать настоящий духовный плод, если ты похож на семя из притчи о Сеятеле, которое упало, быстро взошло, но засохло, не имея доброй почвы. Если услышанное слово поверхностно, если ощущение похоже на влюбленность в слова Христа, но не более того. Духовный плод возможен только в «окрепшем организме», который полнотой своего разума, веры и чувств принял Христа и готов последовать за Ним.
Второе: Вечность – не бесплатный бонус, подарок-сувенир, который раздаривается на корпоративе – вроде бы не в моем вкусе, на полку не поставлю, но и выкинуть жалко.… Нет! Бессмертие, Вечная жизнь с Богом – плод труда человека – я должен этого захотеть! Во мне должен быть этот самый творческий религиозный поиск, духовная жажда. И поэтому мы видим, что не случайно первыми словами, которые произносит Христос перед своими учениками и перед теми людьми, которые Его встречают в разных городах, являются Заповеди Блаженства.
Славянское слово «блаженство» не всегда бывает понятно, на нашем современном языке – это счастье в высшем его измерении. Для взрослого серьезного человека – это счастье духовного рая, духовной высоты, духовного возделывания.
И мы видим, что есть последователи, апостолы, т.е. в переводе с русского на греческий язык – посланники от Христа перед всеми людьми. Чтобы быть «ловцом человеков» нужно уверовать в своем некотором взрослении в слова Христа, нужно иметь духовную жажду – «блаженны алчущие и жаждущие», нужно иметь тот самый неоскудевающий набор чувств, позволяющий подражать Божественной любви – «блаженны милостивые», «блаженны чистые сердцем», «блаженны миротворцы», и нужно быть готовым последовать за Христом до самого конца.
Ибо каким удивлением была для всего языческого мира смерть мученика, готового умереть ради правды Божией! Сколь велик пример новомучеников XX века и многих из тех, чью светлую память мы сегодня празднуем.
Поэтому, дорогие братья и сестры, этот евангельский эпизод нас многому учит: встрече со Христом, умению слышать Христа и готовности пойти за Христом до самой нашей смерти, которая не является пределом, а лишь единственной возможностью перейти в вечное состояние пребывания с Богом. Аминь.