Автор: протоиерей Борис Балашов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Иоанн Креститель был призван Богом приготавливать людей к принятию Небесного Царства, ко встрече со Христом. И основное служение Иоанна – служение проповеди покаяния.
Покаяться – не значит сказать «я больше этого делать не буду», «я виноват», нет. Само слово «покаяние» (греч. μετάνοια) в переводе на русский язык означает – «перемена всего умонастроения», т.е. настроения ума, изменения направления всей нашей деятельности. Подобно тому, как настраивают пианино: если инструмент хорошо настроен, то звучит нормальная музыка, а если нет, то нажимая на те же клавиши, мы услышим что-то невообразимое… Подобная настройка необходима человеческой душе, чтобы жизнь строилась правильно.
И когда мы, открывая Евангелие, читаем о проповеди Иоанна Крестителя и проповеди Христа, можем подумать, что они говорят одно и то же, поскольку в обоих случаях мы слышим проповедь о покаянии. Иоанн Креститель и Христос произносят одни и те же слова: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2; Мф. 4:17). Какой же смысл они в них вкладывают?
Царство Небесное или Царство Божие – то, что было обещано евреям задолго до пришествия Христа, с самого начала основания ветхозаветной церкви и откровения Божиего на Синае. Но ко времени пришествия Христа большинство иудеев стали понимать Царство Божие по своему – как царство изобилия, богатства, удовлетворения всех потребностей – как в свое время в нашей стране мечтали о коммунизме… Но Бог никогда такого не говорил.
И вот, евреи считали, что поскольку они являются потомками праведного Авраама и других благочестивых предков, то они, независимо от своего духовно-нравственного состояния, автоматически должны войти в это Царство, только благодаря своему происхождению.
Но Иоанн громогласно возвещает: нет! Ничего подобного! Более того, он говорит евреям о необходимости сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3:8), обещая, что с теми, кто окажется к этому не способен, будет то же, что с сухим деревом. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10). И с этими словами Иоанн Креститель обращается к тем, кто гордился своим происхождением и внешним благочестием.
Что означает покайтесь в устах Иоанна? Он требует вернуться к благочестию их предков, не совершать преступления, вести нравственную жизнь, слушать голос Бога, который открывается в Священном Писании.
Действительно, древние евреи имели более крепкую веру, и их жизнь была гораздо благочестивей, чем у их потомков. Они несколько столетий жили в окружении языческих государств без собственной государственности – просто слушая и выполняя наставления Бога, руководствуясь словами пророков или других боговдохновенных мужей, которых называли судьями. Жили хорошо, ничуть не хуже соседей, поскольку слушали Бога, то и Бог их хранил. Именно вернуться к благочестию предков призывает Иоанн, к избавлению от пороков, которые прочно вошли в жизнь его современников. Потому что иначе человеку невозможно встретиться с Богом, и встреча с Мессией-Христом у этих евреев не произойдет.
Иисус Христос тоже начинает Свою проповедь покаяния вроде бы с тех же слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4:17). Но речь здесь не о том, что время его приходит. Нет, оно уже наступило – исполнилось время (Мк. 1:15) – и Царство уже прямо перед тобой, ты на пороге – либо входишь, либо нет! И призыв покайтесь – уже не призыв вернуться к благочестию предков – покайтесь, и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15), – говорит Христос.
Слово Евангелие имеет несколько значений – во-первых, это дело спасения, которое совершает Иисус Христос – все то, что Он совершает на земле для спасения людей (греч. εὐαγγέλιον «радостная весть»). С другой стороны, Евангелие – это и проповедь об этом спасении, совершенном Иисусом Христом, – устная или письменная. В Священной книге «Евангелие» эта радостная весть о спасении записана. Вдумчиво прочитав эту книгу, мы можем понять и принять путь спасения, и следовать им по жизни.
Когда же наступило Божие Царство? Конечно, мы ждем Второе Пришествие, когда Христос придет, подведет итоги жизни всего мира и будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28)… Но Христос говорит все же не об этом: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное, и сотнями, тысячами исцеляет больных, недужных, бесноватых… То есть явно показывает, кто Он. А Он и есть Царь этого Небесного Царства. 400 лет в Израильской земле не было ни одного чуда. И тут – тысячи… Думающий человек может понять, что происходит.
Царствие Божие на земле было основано Христом на пятидесятый день после Воскресения – в День Пятидесятницы, когда произошло Сошествие Святого Духа и родилась Церковь Христова – семья Христова, где действует Господь, преобразуя и обновляя человека.
Проповедь Христа о покаянии апостолы отныне понесут народам. И они будут говорить конкретно, опираясь на то, что Церковь уже существует. Обращаясь к книге «Деяний святых апостолов», мы видим, что ап. Петр вновь призывает Покайтесь! (Деян. 2:38). К чему он призывает? Покаяться – значит перемениться, стать другим, однако само покаяние не выводит человека из того естественного состояния греховной поврежденности, в котором мы все находимся после грехопадения наших прародителей, но оно прекращает грехи и направляет мысли и чувства человека в другую сторону.
Так вот, апостол Петр говорит Покайтесь! И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2:38). Или в другом месте той же Книги Деяний: Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян. 3:19). Т.е. покайтесь и начните новую жизнь с Божией помощью.
Христос обновил человеческую природу Крестной смертью и Воскресением. И в таинстве Крещения происходит не только прощение грехов и очищение от них, но совершается то, что мы называем духовным рождением, когда в душу человека всевается не просто семя вечной жизни, а семя преображенного, обновленного человека, входит Сам Христос. Ведь Своей Крестной смертью и Воскресением Иисус Христос исцелил в Себе Самом человеческую природу, поврежденную грехопадением наших прародителей. И это семя обновленной человеческой природы дается человеку при его Крещении. Оно необходимо, чтобы весь человек стал постепенно иным.
Тут можно вспомнить две притчи Христовы – о горчичном зерне и закваске. Крохотное зернышко попадает в землю и вырастает в большое растение, а закваска кладется в муку, и эта смесь, преобразуясь, становится чем-то качественно иным – тестом, готовым для выпечки. Это образы того, что происходит и должно происходить с человеком, который приходит ко Христу и хочет быть Его другом, сыном, дочерью, членом Небесного Царства, – чтобы вечная жизнь была его, а он жил в вечной жизни.
Но чтобы семя выросло, ему нужен постоянный уход – так и в христианской жизни, которая начинается через покаяние и очищение, а дальше требует много человеческого труда. Конечно, одному человеку это непосильно, Евангелие без Бога не исполнимо. Но как говорят святые отцы, «Если Бог сотворил нас без нас, то Он не спасет нас без нас». Наш труд в деле спасения необходим.
Поэтому покаяние – это разворот к Богу, путь к началу новой жизни. Конечно, мы будем сбиваться и падать на этом пути. Но и тогда покаяние поможет нам подняться, выправить путь и идти дальше, ведь необходима постоянная работа над своей душой!
Когда повторяют, что быть христианином – мрачное, унылое дело, мол, христиане сами говорят: «терпи, терпи, помрешь – спасешься» – это откровенная ложь! Напротив, только оживая для Небесного Царства, человек начинает ощущать и понимать, что такое настоящая жизнь, подлинная радость. Он перестает существовать, а начинает жить! Надо следить, чтобы эта настоящая жизнь в нас не засохла, и мы не превратились в гербарий!
Покаяние подготавливает человека ко встрече со Христом и помогает идти дальше этим путем, ведя постоянную борьбу с грехом. И Господь принимает кающегося – как своего ближнего, брата, как друга и дает величайшие дары.
Так и нам Он даст величайшие дары, способные земную жизнь сделать полноценной и вечную жизнь откроет нам! Аминь.