Image

8 июля – День памяти святых супругов Петра и Февронии Муромских

Автор: протоиерей Борис Балашов

8 июля в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности, установленный в 2008 году в связи с принятым в Русской Православной Церкви празднованием памяти святых супругов Петра и Февронии Муромских, которым принято молиться о счастье в браке. Каково истинное предназначение супружеского союза? Чем христианский брак отличается от нехристианского?

                                                                              Фото: Татьяна Горовская

Открывая страницы книги Бытия (самой древней части Священной Библии), мы видим, каким и с какой целью Бог задумал человека: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).

Человек создан как образ Божий, как Божий портрет. Он похож на Бога умом и способностью творить новое, видеть и любить красоту, жертвенно любить Бога и других людей. Душа человека бессмертна, да и весь он (с душой и телом) призван наследовать вечную жизнь.

Люди должны были стать мудрыми хозяевами земного мира, существами, которые в своих совершенствах, особенно в любви и мудрости, уподобились бы Творцу, стали в меру своих возможностей, как Бог.

Так и дети в хорошей семье, вырастая и взрослея, могут стать в итоге зрелыми и мудрыми, как и их родители.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27).Человек сотворен так, что он один состоит из двух половинок: мужчины и женщины.

В первой части этого библейского текста употреблено единственное число: «сотворил Бог человека». Однако далее уже говорится во множественном числе: «Мужчину и женщину сотворил их».

Образ Божий дан человеку при его сотворении, а подобием он должен стать в результате подвига своей земной жизни. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и человек должен совершенствоваться в любви. Любя животных, птиц, растения, мы любим их телесность, материальность. Всё это само по себе может быть хорошо, но лишь любовь к людям учит нас любить Бога, так как образом Божиим является только человек. Такая любовь делает нас более совершенными, возвышает наши души.

В книге Бытия говорится, что Бог творит жену как «помощника, соответственного… и подобного» мужу (Быт. 2:18, 20). Для чего нужен такой помощник? Самое главное – чтобы муж и жена помогали друг другу возрастать в любви и совершенстве, ведь никакие другие живые существа не дадут возможности человеку стать более любящим и духовно зрелым.

В браке человек, сотворенный Богом, лишается полноты собственного бытия и обретает ее в другом подобном себе существе, которое является органичной частью его самого. Женщина – иная грань и сторона человека.

Из уст первого мужчины мы слышим удивительную песнь любви: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23), т.е. «моя жена – это часть моего существа!» На этом и основан установленный Богом закон брака: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24).

В состоянии грехопадения гармоничные отношения между мужем и женой, какими они были в райском состоянии, оказались невозможными. Но воля Божия о высоком назначении брака осталась неизменной.

Первая цель брака в нашем грешном мире – это возрастание любви к Богу как следствие самоотверженной любви к другому человеку, помощь друг другу в жизни в совершении спасения и достижении вечной жизни.

Вторая цель – деторождение. Оно является исполнением Божиего благословения на рождение и воспитание новых людей, призванных к бессмертию.

Семейная жизнь с воспитанием детей содействует духовному совершенствованию и возрастанию человеческой любви, а это помогает людям становиться подобными Богу.

Мы не будем сейчас говорить о блудном сожительстве как греховном и разрушающем человеческие жизни, но постараемся посмотреть, чем отличается христианский брак от нехристианского.

В законном гражданском браке супруги всеми своими душевными связями соединены друг с другом, как, например, двое детей, взявших друг друга за руки. Но если к детям подходит мама и они тоже берут ее за руки, картина меняется: теперь их руки соединены в некий треугольник: одна рука ребенка соединена с рукой мамы, а вторая – с рукой другого ребенка. Понятно, что взаимоотношения двух детей будут строиться по-разному в зависимости от того, есть ли у них мама или нет.

Христианский брак – это такой брак, в котором у каждого из супругов есть свои личные глубокие, сыновние отношения со своим Творцом, а у Бога есть еще и связь со всей семьей, т.е. Бог – внутри семьи. Соответственно, и взаимоотношения с Богом в христианской семье строятся в зависимости от того, как муж и жена проявляют свою любовь и заботятся друг о друге.

Когда супруги стараются жить в соответствии с православной верой, они с Божией помощью исправляют свои ошибки и грехи.Господь лечит наши души от греховной скверны. В нехристианском браке супруги лишены такой связи с Богом, поэтому они остаются один на один со своими семейными проблемами.

Если члены семьи с любовью и терпением относятся друг к другу и на этом строят свои взаимоотношения, они способны получать разнообразные дары Божией любви. Это дает им возможность светло и достойно идти путем христианской семейной жизни. Если же супруги живут между собой не по любви и вопреки Божиим заповедям, думая только о себе, а не о тех, с кем соединили свою жизнь, этим самым их души закрываются от Божией любви и духовно засыхают. Им уже ничто не может принести настоящей радости и полноценного счастья. Такая семья больна и нуждается в духовном благодатном лечении.

Христианский брак – это священнодействие, которое начинается в храме перед Божиим престолом и продолжается всю земную жизнь, чтобы итогом ее была безбрежная радость Небесного Царства.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
8 июля – День памяти святых супругов Петра и Февронии Муромских — Клин православный