Автор: диакон Иоанн Иванов
Ап. Павел пишет послание. Валантен де Булонь (?), 1618-1620 гг.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, апостол Павел сегодня нам говорил о дарованиях. И безусловно, нам это явление известно, мы даже среди детей пытаемся выявить юные дарования, и определить, что из этого получится.
Конечно, у взрослого человека уровень понимания о даровании выше и глубже, и понятно, что если ты не умеешь держать кисточку в руках или играть на скрипке, но имеешь доброе сердце – это и есть высшее дарование, более значимое, чем какое-то прикладное умение.
В своем Послании к римлянам апостол Павел перечисляет то, что ему было понятно, и что нужно было сказать пастве 2000 лет назад – дарования пророчества, служения, учительства, раздавания (т.е. милостыни), начальствующих, благотворительности и т.д. (см. Рим. 12:6-8). И нам известно, насколько преображает совместная с Богом деятельность по умножению дарований.
Однако в достижении или усовершенствовании этих дарований есть две ловушки, о существовании которых ап. Павел нас сегодня аккуратно предупреждает. Во-первых, ап. Павел говорит, не думайте о себе более, нежели должно думать (Рим. 12:3). И если мы вспомним притчу о безумном богаче, то в славянском варианте это звучит так: нужно жить в Бога богатея. Вот безумный богач богател не в Бога. И отсюда, если человек начинает размышлять о собственных заслугах относительно того дара, который дал Бог, присваивая плоды себе а не Богу, то здесь начинается духовный перекос, и это смещение ценностей приводит к отчуждению – увеличению расстояния между Богом и человеком. В церковной терминологии это – гордыня в самом высшем ее проявлении.
Вторая ловушка, которая может ожидать нас – некоторое охлаждение, игнорирование образа Божия. «Любовь да будет непритворна… будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте… (Рим.12:9-10)», – говорит апостол. Бывает стремление наплодить добрых дел столько, сколько тебе хочется, но часто при этом объект любви, то есть образ Божий, то есть сам человек может быть как бы отодвинут в сторону: не важно, хочет ли он меня видеть, нужно ли ему это доброе дело, есть ли контакт и диалог – главное, мне это нужно, мне!
И апостол Павел предупреждает нас, что в достижении или умножении добродетелей главное не потерять объект любви, то есть того человека, тот образ Божий, на который будет направлена вся моя жертвенная любовь. И только тогда, когда мы будем богатеть в Бога и не думать о себе больше, чем нужно, когда перед нами в первую очередь будет любовь к Богу, которая может проявиться через любовь к ближним, тогда все наши добродетели принесут нам благо – для того, чтобы мы учились жить для Вечности. Аминь.