Image

Правовое мировоззрение (из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство»)

Автор-составитель: епископ Гурий (Егоров) (†1965)

Мы продолжаем публикацию материалов к 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского) и предлагаем вашему вниманию избранные главы из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство».

Интронизация Святейшего Патриарха Сергия – «Благословение народа»

Правовое мировоззрение

Произведя анализ учения о спасении как католических вероизложений, так и протестантских символических книг, автор устанавливает наличие правовой точки зрения в вероучении западного христианства.

Западное христианство возникло и поныне живет в тесной связи с Римом и присущим ему образом мышления. Древний же Рим считается выразителем правового начала в жизни. Право было основой личной, семейной, общественной и государственной жизни римлян.

Правовой союз возникает тогда, когда человек нуждается в чужой помощи. Он уговаривается с другим человеком о взаимной помощи; они принимают на себя взаимные обязательства. Этот союз – не ради любви, но ради своей пользы или выгоды. Если человек производит какой-либо труд или отдает что-либо свое другому, он вправе требовать от того за это равномерной компенсации.

Это правовое начало внесено было и в религиозные понятия римских христиан, в их верования. И в учение о спасении, то есть о стяжании вечной жизни, было внесено римлянами понятие о правовых взаимоотношениях между человеком и Богом, – о труде и награде за него, об услуге и вознаграждении. Сколько человек понес трудов и лишений ради Бога, в той же степени он может рассчитывать на вознаграждение от всесильного Бога. Все, что совершает человек, он совершает, в сущности, не из любви к Богу, а из желания получить должное вознаграждение.

При наличии особых подвигов, выделяющих подвижника из ряда обычных христиан, возникают сверхдолжные заслуги.

Молитвенная связь и взаимопомощь членов Церкви превратились в правовом мировоззрении в совершенно механический зачет поступков одного человека (святого) другому.

Рождается понятие о чистилище, где человек платит Богу своими мучениями за свои неоплаченные ему грехи.

Епитимии при исповеди утеряли свой нравственный смысл и приобрели несвойственное и нелепое значение уплаты за грехи; далее, появились индульгенции – отпущение грехов без нравственного изменения, без покаяния и подвигов.

Все эти заблуждения выросли на почве правового подхода к учению о спасении.

Главная опасность правовой точки зрения для духовной жизни человека была в том, что при желании человек мог ограничиться только внешним деланием; нравственная работа как бы забывалась. Отсюда рядовые католики невольно впадали в тяжкое заблуждение: католик был внутри часто очень плохим христианином, но думал, что он спасается, и в этом самообмане погибал.

Но душа человеческая, ищущая правды, ощущала ложь этого учения. Многие секты стремились поправить католичество. Этот протест завершился реформацией. Реформация потребовала возвращения к истине, к отображению истины – к Евангелию.

Протестанты заявили, что добрые дела человек творит только благодатию Божиею. «Кто думает, что он посредством дел заслужил благодать, тот идет к Богу человеческими силами, помимо Христа». Протестанты отвергли все те выводы, которые с необходимостью следовали из католического учения: чистилище, индульгенции и пр. Вину за эти заблуждения они возложили на католическую иерархию.

Они не знали, что ошибка кроется в самой основе, в правовой точке зрения.

Протестантство хотело принести совести мир, но мир этот они поняли по-правовому, как безнаказанность за совершенные грехи, а не как нравственное очищение. Напрасно человек боится наказания: Христос своею смертью принес сверх всякой меры удовлетворение
правде Божией, и потому человеку, верующему во Евангелие, можно быть спокойным за себя.

По протестантскому пониманию, спасение заключается в отпущении грехов и избавлении от наказаний за грехи. Мы по-прежнему грешники, но Бог в силу заслуг Иисуса Христа не вменяет нам греха. Вечная жизнь, таким образом, обеспечена верующему человеку, ибо Христос омыл все наши грехи.

Спасает вера во Христа, а не дела: добрые дела только последуют за живой верой.

И у протестантов торжествует юридическая точка зрения. Только вместо заслуги человеческой (добрые дела)платой является заслуга Христова (Его крест).

Правда, за все время самостоятельной жизни католичества и протестантства было немало попыток исправить слабые стороны учения о заслуге. Католическое богословие после возникновения протестантства, пытаясь уничтожить обвинение в том, что оно своим учением о человеческих заслугах уничтожает заслугу Иисуса Христа, предложило особое учение о «влитии благодати». Благодать, спасающая человека, даруется за заслуги Христа и действует в человеке непроизвольно; через ее действие человек становится праведным, святым.

Но, как говорит Преосвященный Сергий, непроизвольность оправдания лишает его характера явления нравственного, что в корне противоречит Слову Божию и святым отцам. Кроме того, возникает вопрос: почему Бог обновляет одного и лишает этой милости другого? Если отказаться от учения о спасении собственной заслугой, приходится объяснять обновление Божиим даром. Как и в протестантстве, и здесь воля человека не действует. По католическому учению, человек своими добрыми делами может прибавить к Христовой заслуге еще собственную и, таким образом, увеличить свой венец. И хотя добрые дела творятся силою благодати Божией, однако Бог благоволил признать их собственным делом человека, благоволил признать за ним характер заслуги, а наградой признать вечную жизнь. Итак, по католическому учению, спасение каждого человека зависит от произвола Владыки мира.

Таков вывод, к которому пришла католическая догматика, пытавшаяся построить учение о спасении на правовых началах.

Основная ошибка правового (иначе, юридического) воззрения заключается во внешнем подходе к вопросам, касающимся внутреннего, духовного делания. Не спрашивая о внутреннем устроении, оно хочет знать о цене доброделания; узнав, удовлетворяется.

По христианскому учению, человек спасается только через Иисуса Христа, если творит дела, заповеданные Христом. По пониманию западного христианства, Христос и человек представляют правде Божией каждый, с своей стороны, вполне достаточную цену за обещанную вечную жизнь. Но если руководиться юридическим пониманием, – насколько возрастает цена заслуг человеческих, настолько является ненужной заслуга Христа. А слово Божие и совесть требуют того и другого для спасения человека. И протестанты, и католики вынуждены признать, что дела человека не нужны, не должны иметь оправдательной силы. Но, чтобы не идти против Слова Божия, и те, и другие вынуждены признать доброделание человека непроизвольным (протестантское оправдание и католическое влитие благодати – превращение).

Из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», издание Московской Патриархии, 1947. С. 105-109

Вечная жизнь (Продолжение)


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Правовое мировоззрение (из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство») — Клин православный