Автор: протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское Московской области
Крест, украшающий наши храмы, крест, который мы носим на себе, – это символ великой любви воплотившегося Сына Божия к человечеству. Вот почему Церковь с особым торжеством празднует событие обретения царицей Еленой в IV веке того самого Креста, на котором Спаситель принял добровольную смерть ради нашего спасения.
Фото: www.kpds.ru
Когда первые христиане стали поклоняться Кресту, это воспринималось окружающими их язычниками как верх изуверства и дикости. Ведь крест – это своего рода виселица, на которой подвешивают самых последних преступников для медленной, мучительнейшей и позорнейшей смерти. Но христиане утверждали, что нет ничего прекраснее, ничего выше, ничего более достойного поклонения, чем крест. Более того, они утверждали, что Сам Бог дал распять Себя на таком кресте. Кто из нормальных людей мог поверить в такого Бога?
Так думало большинство людей в необъятной Римской империи, от императора до последнего раба, когда христианство делало свои первые шаги. И кто бы мог тогда поверить, что не пройдет и трех веков, как сам император преклонит колена перед крестным знамением, а его мать отправится в Иерусалим, чтобы отыскать тот самый Крест, на котором распяли Господа Иисуса Христа. И когда найдет, то при стечении множества людей воздвигнет его на возвышенном месте. И в память об этом событии установят праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.
Теперь поклонение Кресту настолько привычно и естественно, что порой мешает так благоговеть перед ним, как благоговели христиане первых веков. Для многих он стал амулетом, на защиту которого полагаются, не зная, в чем смысл и сила этого святого символа.
Поклоняясь Кресту, мы на самом деле поклоняемся Иисусу Христу, Который по Своей воле пошел на эту муку и смерть из любви к человеку. Нет больше любви, чем та, какой любит Бог человека. Эта любовь низвела Его с Небес на землю, сделала Человеком во всем подобным нам, кроме греха. Из любви к нам Он взял на Себя наши грехи и умер за них на Кресте. Как точно предсказывал за много лет до Его казни пророк Исаия: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53, 5–6).
Подходя в этот день к украшенному цветами кресту, вынесенному на середину храма, мы поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Кресту и Воскресению! Если бы евангельская история закончилась Крестной смертью, это была бы очень горькая история. Но слово «евангелие» переводится «благая (т.е. радостная) весть». Смерть лишь на короткое время завладела Телом распятого Господа. Но за ней последовало Воскресение. И это меняет всё. Поклоняясь Кресту, мы славим Христа – распятого и воскресшего. И веруем, что, сораспинаясь с Ним в этой жизни, мы воскреснем для жизни будущего века. И поэтому для нас знамение Креста – уже не символ позорной смерти, а знак победы над смертью, символ вечной жизни, торжества добра над злом.