Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, 2 Кор. 6, 1-10
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами (2 Кор. 6, 1), – так, дорогие братья и сестры, начинается сегодняшнее Послание апостола Павла. С некоторого абсолютного умаления перед нами апостолов, которые были свидетелями и проповедниками Евангелия.
Благодать не должна быть принята тщетно. Слово это переводится на русский язык по разному: можно перевести его как «напрасно», можно как «бессмысленно», но в любом случае мы понимаем, что благодать – это то, что дается Богом в дар человеку. И эту благодать человек должен направлять на то, чтобы попытаться быть подобным Отцу нашему Небесному. Можно поступить и обратным образом, об этом есть многие притчи Христа: о блудном сыне, который растратил имение отца, о слуге, который закопал талант, и другие. Легко представить, как отправляешь ребенка учиться в другой город, даешь ему накопленные средства и говоришь: «Это тебе, чтобы ты получил образование». При этом у студента есть большой соблазн потратить все деньги на удовольствия, а в себя не вложить нисколько.
Понятно, что наиболее часто мы обращаемся к Богу именно за помощью, потому что нам часто бывает плохо. Однако все, что нам дается как благо, бесплатный дар – это еще и реальная поддержка всех наших сил и ресурсов, мы это можем почувствовать. Человек под действием благодати Божией реально преображается, и для многих людей, даже далеких от церкви, это некоторое озарение, очевидность чуда, которое можно увидеть!
Мы сейчас говорим не о том, что слепорожденный стал зрячим, хромой или сухорукий исцелился… главное чудо для взрослого человека, если мы уже вышли на этот уровень – это изменение себя самого. Ибо во мне борется два «я», и «я – хороший» должен в результате победить «я – плохого». Но в одиночку, без Божией помощи, в этой борьбе справляться никому не удается.
Сколько раз, каждое Божье утро мы начинаем с мысли: «Вот, с этого дня я точно попытаюсь исправить это, доделать то, избавиться от такой-то вредной привычки… и так далее, список до бесконечности». Но звонит будильник, ноги – в тапочки, и снова начинается привычная жизнь, которая заканчивается вечером и сном. Мы ничего не смогли и не успели, потому что действовали в одиночку. Поэтому главное чудо для взрослого человека – преображение его самого, и благодать, которая принимается человеком не тщетно, с пользой, служит его борьбе с собственными недостатками, с тем, что он видит за собой неправильного.
Отсюда, мы слышим слова апостола Павла: во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией… (2 Кор. 6, 4-7). Человек, оказывается, только с помощью действия благодати Божией (понятно, что при добровольном принятии таковой и правильном ее использовании) может достигнуть той заповеди, о которой говорит Христос: будьте совершенны, как… Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Аминь.