Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Еф. 2, 4-10
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня в Послании к Ефесянам мы слышали обращение к публике, но, очевидно, и к нам апостола Павла, который в своей речи употребляет интересное противопоставление. Сначала апостол всех нас называет мертвецами, но развивая эту мысль, говорит далее о настоящей жизни во Христе. Давайте попытаемся разобраться, откуда берется такое странное определение применительно к живым людям.
Не секрет, что о смерти Бог говорит еще первым людям. Господь дает заповеди, как бы базовые понятия о добре и зле, предостерегая человека, что в случае их невыполнения он смертью умрет. И мы видим, что первая из них – заповедь о возделывании рая, т.е. необходимости духовного преображения человека: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (см. Быт. 2, 15-17). Говоря языком Нового Завета, здесь идет речь о достижении Царствия Небесного – таких взаимоотношений с Богом, когда человек старается достичь подобия Богу, вырасти в меру Христа: Будьте совершенны как … Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Переставая делать это, следовать замыслу Творца, мы отрываемся от Источника жизни (Древа жизни или Христа).
Оказывается, в этой жизни можно «сесть не в тот поезд». Нас переполняют самые разные чувства и надежды на будущее, у нас накоплено множество воспоминаний, чтобы жить, не задумываясь о том, сколько нам осталось, и ощущать жизнь во всей ее полноте. Но мы прекрасно понимаем, что дело не в том, сколько мы живем, а в изменении нашего внутреннего содержания. Тот багаж, который предстоит человеку взять в вечность, состоит из накопленного чувства любви, и когда мы говорим о вечности, где человек не мертв, то это возможно только в соединении с Источником жизни – со Христом. Но это достижимо при условии, что я уже здесь начал это делать, когда старался возделывать свой рай.
Поэтому мертвым апостол Павел считает такого человека, который просто донашивает физическую оболочку, поскольку цель его жизни сформулирована неправильно и достижение Царствия Небесного не является для него главным приоритетом, а значит, такой человек обречен на жизнь высокоразвитого млекопитающего. Ибо замысел Божий о достижении Его подобия – это соединение с Богом и исполнение Его заповеди о любви к ближнему.