Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
В Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье (Мф. 6, 14-21)
Мы начинаем путь Великого поста, и это нужно не Богу, а нам с вами. Но зачем? Проблема вот в чем. Ценой страданий, Крестной смерти Иисус Христос проделал путь, противоположный тому, который трагически прошли первые люди. Отпав от Бога, Адам согрешил, причем грех этот был отнюдь не в половой сфере, как нам порой пытаются карикатурно показать, а в предательстве Божией любви. Но это предательство не только сломало его личные отношения с Богом, но и повредило отношения между людьми.
Так, в райском состоянии Адам оценивает свою жену выше, чем любой поэт, воспевающий женскую красоту: это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23), т.е. она – «часть меня самого, это я сам». Но когда отношения с Богом исказились, причем со стороны человека, то изменилось все, в том числе отношение к женщине. Когда Бог спросил Адама после грехопадения: «Что же ты наделал?» – ответ был удивительным: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Бог для Адама уже чужой, и это Он «подсунул» ему эту женщину.
В этом нет ничего удивительного, потому что любовь к Богу и человеку взаимосвязаны. Только учась любить человека, мы можем научиться любить Бога, ведь человек есть образ Божий. Да, он несовершенен, поскольку изуродован и искажен грехом, но это святыня, подобно старой иконе – растрескавшейся, потемневшей, но хранящей святой образ, над которым специалистам нужно много потрудиться, чтобы он засиял своей первозданной красотой. Это и есть задача Церкви.
Человек в раю проявил свою эгоистическую волю. Своеволие очень опасно, потому что духовно-нравственное возрастание человека невозможно без Бога, оно основывается на любви к людям и доверии к Творцу. А в грехопадении человек поставил себя выше Бога: «Зачем мне Бог? Я сам знаю, что мне нужно. Я сам – бог!» В результате человек сломал себя, удалившись от своего Создателя, и стал болен грехом духовно, душевно и телесно. Своими силами он не мог восстановить утраченное, и для этого на землю приходит Сам Бог. Творец мира становится творением, чтобы спасти человека.
Когда мы крестимся, мы складываем пальцы определенным образом, что отражает догматы нашей веры: три соединенных пальца напоминают о единстве Бога в трех Лицах (Боге – Троице) и два – о богочеловеческой природе Сына Божия. Иисус Христос одновременно – и настоящий Бог, и полноценный Человек, не утративший ничего свойственного нашей природе, кроме греха.
Итак, Христос первым из людей проделывает обратный путь – противоположный пути наших прародителей. При этом Спаситель преодолевает все препятствия и искушения в полном послушании воле Божией, в совершеннейшей любви к образу Божию, потому что Он любит Отца и Его отражение во всех людях. Христос ни разу не поколебался в том, что Он должен всего Себя отдать за спасение людей, и Крест Христов – не поражение, а вершина этого пути.
Человеческая природа Христа была преображена Воскресением, Он вернулся к тому состоянию, в котором человек был сотворен, и даже более того, поскольку состояние Небесного Царства выше райского: это непадательное состояние, т.е. состояние, которое уже нельзя потерять. Он воскрес не как Лазарь, сын наинской вдовы или дочь Иаира, а иначе – для вечной жизни. Христос прошел этот путь и дает нам помощь и поддержку, чтобы мы могли идти этим путем к нашему преображению, чтобы победа воскресения произошла и в нас. Только нужно понимать, что мы ведем борьбу не с нашей человеческой природой, а с искаженностью, с нашим грехом – нашей «ненастоящестью».
Этот обратный путь для всех нас начинается тогда, когда мы в некоторой степени становимся на позицию разбойника, распятого справа от Христа. Левый разбойник винит в своих мучениях только других людей: вися на кресте, он проклинает всех и вся. Совсем иная жизненная позиция у правого разбойника. Видя, что Христос умирает с любовью к распинателям, без тени озлобления, разбойник обретает подлинное смирение и оказывается способным оценить себя правильно: мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли. Какое Небесное Царство? Какой рай? За свою греховную жизнь я не заслуживаю ничего кроме ада. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
Есть покаяние, которое делает человека открытым для действия Божией силы, и это прекрасный пример. Такое сердце распахнуто для Бога, Господь может войти и исцелить душу от греха. Поэтому сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (см. Лк. 23, 41-43). Многие говорят: «Даром далось разбойнику покаяние!» Совсем не даром! После этих слов Христа он еще три часа провисел на кресте, испытывая страшнейшую боль, прежде чем перед закатом солнца воины его добили.
Для всех нас очень важно это стремление к смирению, когда мы начинаем осознавать, что не окружающие виноваты, а в нас самих многое не так, и учимся прощать других людей. Простить – значит оставить обиду, примириться. В словах молитвы «Отче наш» мы просим Господа: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – это является условием и нашего прощения Богом. А если не прощаем нанесенных нам обид и прегрешений, значит, и сами не можем рассчитывать на милость Божию: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).
Сейчас мы читали Евангелие о прощении, но нужно помнить: все, что мы делаем, нельзя делать напоказ. Если наша главная цель – похвала, самодовольство, то мы уже здесь и сейчас в этом получаем свою награду. А если мы тайно, перед Господом, делаем добрые дела, творим молитву и трудимся над своей душой, тогда это действенно и освящает нас.
Впереди Великий пост – время духовного возрастания. Когда пост воспринимают как диету, это в корне неверно: конечно, диета полезна для организма, но мы-то говорим о человеческой душе! Пост – время, когда мы усиленно стараемся исполнять волю Божию и бороться с грехом в самом себе, а ограничение в еде и удовольствиях этому способствует, помогает мобилизовать все силы для этой борьбы. Телесный пост необходим, и даже немощный человек, которому состояние здоровья не позволяет значительно урезать пищевой рацион, может посильно поститься. Не можешь обойтись без молока – откажись от просмотра телевизора, найди возможность в чем-то значимом себя ограничить. Возможно, начинающему христианину сложно сразу выполнить все необходимые церковные предписания, однако главное – начать и делать пусть малое, но последовательно.
Когда поститесь, не будьте унылы, – говорит Христос. Почему? Человеку может быть действительно трудно. Но ведь я себя лечу! Если я лечусь, избавляюсь от каких-то болезней, разве могу я печалиться?
Не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое. У евреев того времени существовал обычай помазывать голову оливковым маслом – эта гигиеническая процедура была необходима в условиях жаркого климата, а в пост, напротив, было принято посыпать голову пеплом и иметь неопрятный вид, чтобы создать образ постящегося человека, пренебрегающего земным в угоду небесному. Нам с вами, конечно, не стоит мазать голову маслом по обычаю древних иудеев, Господь здесь поясняет, что надо вести себя, как обычно, не привлекая к себе особого внимания и не стремясь показать другим свой духовный подвиг. Ибо поститься нужно пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (см. Мф. 6, 16-17). Господь воздаст нам не только потом, но и сейчас, в этой жизни. Фраза: «Терпи, терпи, помрешь – спасешься», – это ложь! Вечная жизнь здесь, на земле начинается, ведь Царствие Божие мы строим в своем сердце!
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). Эти слова Господа звучат крайне несовременно. Кто же с этим может согласиться? Меньшинство. А задача большинства – хватай, пока хватается. Но проблема в том, что, сколько не хватай, рано или поздно наступит момент, когда все это отнимется у нас. А с чем я останусь перед Богом? Да как в сказке о голом короле…
Еда, одежда, досуг и комфорт – вещи необходимые, но временные. Новые ботинки изнашиваются, и, наверное, мы все понимаем, что ноги дороже обуви. Собирайте себе сокровища на небе – эти слова сказаны не о космосе, а о том мире, где Бог царствует во всех отношениях, и они могут нам казаться абстрактными до тех пор, пока мы не поймем, что этот мир – наше сердце. Первая заповедь, данная человеку до грехопадения, – заповедь о необходимости возделывать и хранить рай, и ее никто не отменял, хотя рая на земле нет. Под раем здесь подразумевается душа и внутренний мир человека.
В евангельском тексте эта мысль выражена несколько иначе: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). В нашем сердце должно быть это Царство, где будет пребывать Господь. Трудно? Не буду спорить. Но это крайне важно не только для нас самих. Потому что когда человек начинает жить со Христом и в его сердце царит Христова любовь, вокруг меняется «духовный климат» и окружающим становится теплее.
Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Так в чем мое сокровище? В одежде, деликатесах, гаджетах, собаках, автомобилях, недвижимости? Возможно, но это лишь на какое-то время. А если мое сокровище со Христом, то я могу сберечь его на будущее. Все, начиная от денег, собственных сил, вещей, что я отдам другому бескорыстно – я положил в свою вечную сокровищницу, там оно не пропадет. Деньги, истраченные на Божье дело, на помощь ближним, сохранятся. Некогда обратить на человека внимание, поддержать? Поддержи! Эти силы не пропадут, а с нами будут и преумножатся, и пост – символ этого труда, наш путь к тому, чтобы Христос Воскресший с нами был и с нами жил: не только там, но и здесь! Аминь.