Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района
Фёдор Алексеевич Иванов родился в середине 50-х годов XIX века в одном из сел Задонского уезда Воронежской губернии. Благодаря незаурядным музыкальным способностям и сильному голосу в 9 лет он был принят в церковный хор при Задонском монастыре.
Обучаясь в Задонском духовном училище, юный композитор проявил свой музыкальный талант и написал несколько духовно-музыкальных сочинений, вошедших в певческую практику монастыря. В 16 лет Фёдор Алексеевич стал регентом Задонского монастырского хора, а в 1870 г. поступил в Воронежскую духовную семинарию, в которой на протяжении 5 лет управлял церковным хором.
В 1876 г. он был приглашен в Варшаву архиепископом Леонтием (Лебединским) на должность регента архиерейского хора.
В этом качестве в короткое время добился больших успехов, участвуя в многочисленных духовных и светских концертах. При большой занятости1 в 1880 г. композитор окончил Варшавскую консерваторию с золотой медалью и в том же году выдержал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента 1-го разряда.
С 1881 г. по приглашению известного купца Владимира Михайловича Рукавишникова Иванов управлял в Нижнем Новгороде его знаменитой капеллой, где также был преподавателем и обучал церковному пению мальчиков. С 1886 г. композитор переехал жить в Москву.
Находясь в Москве, он в течение 3 лет был регентом бывшей Духовной капеллы Русского хорового общества, получившей название «Духовно-певческая капелла Ф.А. Иванова». В 1890 г. он проводил занятия по духовному пению с хором студентов Московского университета, кроме того, пре подавал пение в Александровском институте, Ермоло-Мариинском училище и 5-й гимназии.
В 1901 г. композитор был приглашен регентом в хоровую капеллу Николая Семеновича Перлова, а с 1907 г. стал ее полноправным владельцем. Духовно-певческая капелла пользовалась в Москве широкой известностью как образцовая2 и самая многочисленная3. Капелла участвовала в богослужении в Казанском соборе на Красной площади и в 14 приходских и домовых церквах Москвы, а также давала концерты, которых в одной Москве было дано более 204: в Большом зале консерватории, Благородном собрании, Биржевом зале и др. В московском Манеже Иванов неоднократно управлял сводным хором из 1 тыс. человек.
Деятельный и целеустремленный композитор пользовался авторитетом у современников. В 1909 г. на праздновании 35-летия его регентской деятельности протоиерей Димитрий Аллеманов от имени Наблюдательного совета Синодального училища зачитал юбиляру поздравительный адрес.
24 апреля 1920 г. Фёдор Алексеевич Иванов скончался в своей квартире в Москве.
* * *
Духовно-музыкальные сочинения Фёдора Алексеевича Иванова в основном являются миниатюрами, которые были написаны для разных составов голосов. Из 200 духовных и светских сочинений большая часть так и осталась не изданной. Среди духовных произведений по концертным программам известны «Слава в вышних Богу», «Отче наш» (для смешанного хора и соло тенора), концерт «Господи, Господь наш» и Задостойник Великой Субботы «Не рыдай Мене Мати».
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Фёдора Алексеевича Иванова «Не рыдай Мене, Мати». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для смешанного хора.
1 – Одновременно вел уроки пения в 3 женских гимназиях, мужских прогимназиях, кроме того, дирижировал в юнкерском училище военным оркестром.
2 – Особое внимание Фёдор Алексеевич уделял малолетним певчим. В капелле существовала школа с преподаванием общеобразовательных предметов, находившаяся в ведении Кирилло-Мефодиевского братства. При ней работали фортепианный и скрипичный классы, велось обучение игре на народных инструментах – балалайке и мандолине, существовал детский «великорусский» (т. е. состоявший из народных инструментов) оркестр (36 детей). В свободное время детей обучали токарному ремеслу и выпиливанию по дереву. Мальчики, которые переставали петь из-за мутации голоса, зачислялись на денежные средства Иванова в классы бухгалтерии Хорового общества. По окончании обучения выдавались свидетельства, похвальные листы. Школьная библиотека насчитывала более 1 тыс. наименований книжных и нотных изданий.
3 – О степени важности для Иванова этой работы можно судить по предъявленным к малолетним певцам требованиям, в которых дисциплина и честное служение делу ставились на первое место.
4 – Капелла также выезжала на гастроли в Нижний Новгород и Тулу (1913 год).
Список использованной литературы
1. Зацепина Т.М. Иванов. Православная энциклопедия (Т. 27). М.: Православная энциклопедия, 2012.
2. История рода Перловых. https://trojza.blogspot.com/2014/03/blog-post_29.html (Электронный ресурс).
3. Рукавишниковы XIX–XX вв. https://staff.wikireading.ru/30322/ (Электронный ресурс).
Источник: mepar.ru