Image

Фёдор Алексеевич Иванов: к 100-летию со дня смерти композитора

Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района

Фёдор Алексеевич Иванов родился в середине 50-х годов XIX века в одном из сел Задонского уезда Воронежской губернии. Благодаря незаурядным музыкальным способностям и сильному голосу в 9 лет он был принят в церковный хор при Задонском монастыре.

Обучаясь в Задонском духовном училище, юный композитор проявил свой музыкальный талант и написал несколько духовно-музыкальных сочинений, вошедших в певческую практику монастыря. В 16 лет Фёдор Алексеевич стал регентом Задонского монастырского хора, а в 1870 г. поступил в Воронежскую духовную семинарию, в которой на протяжении 5 лет управлял церковным хором.

В 1876 г. он был приглашен в Варшаву архиепископом Леонтием (Лебединским) на должность регента архиерейского хора.

В этом качестве в короткое время добился больших успехов, участвуя в многочисленных духовных и светских концертах. При большой занятости1 в 1880 г. композитор окончил Варшавскую консерваторию с золотой медалью и в том же году выдержал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента 1-го разряда.

С 1881 г. по приглашению известного купца Владимира Михайловича Рукавишникова Иванов управлял в Нижнем Новгороде его знаменитой капеллой, где также был преподавателем и обучал церковному пению мальчиков. С 1886 г. композитор переехал жить в Москву.

Находясь в Москве, он в течение 3 лет был регентом бывшей Духовной капеллы Русского хорового общества, получившей название «Духовно-певческая капелла Ф.А. Иванова». В 1890 г. он проводил занятия по духовному пению с хором студентов Московского университета, кроме того, пре подавал пение в Александровском институте, Ермоло-Мариинском училище и 5-й гимназии.

В 1901 г. композитор был приглашен регентом в хоровую капеллу Николая Семеновича Перлова, а с 1907 г. стал ее полноправным владельцем. Духовно-певческая капелла пользовалась в Москве широкой известностью как образцовая2 и самая многочисленная3. Капелла участвовала в богослужении в Казанском соборе на Красной площади и в 14 приходских и домовых церквах Москвы, а также давала концерты, которых в одной Москве было дано более 204: в Большом зале консерватории, Благородном собрании, Биржевом зале и др. В московском Манеже Иванов неоднократно управлял сводным хором из 1 тыс. человек.

Деятельный и целеустремленный композитор пользовался авторитетом у современников. В 1909 г. на праздновании 35-летия его регентской деятельности протоиерей Димитрий Аллеманов от имени Наблюдательного совета Синодального училища зачитал юбиляру поздравительный адрес.

24 апреля 1920 г. Фёдор Алексеевич Иванов скончался в своей квартире в Москве.

* * *

Духовно-музыкальные сочинения Фёдора Алексеевича Иванова в основном являются миниатюрами, которые были написаны для разных составов голосов. Из 200 духовных и светских сочинений большая часть так и осталась не изданной. Среди духовных произведений по концертным программам известны «Слава в вышних Богу», «Отче наш» (для смешанного хора и соло тенора), концерт «Господи, Господь наш» и Задостойник Великой Субботы «Не рыдай Мене Мати».

Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Фёдора Алексеевича Иванова «Не рыдай Мене, Мати». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для смешанного хора.

1 – Одновременно вел уроки пения в 3 женских гимназиях, мужских прогимназиях, кроме того, дирижировал в юнкерском училище военным оркестром.

2 – Особое внимание Фёдор Алексеевич уделял малолетним певчим. В капелле существовала школа с преподаванием общеобразовательных предметов, находившаяся в ведении Кирилло-Мефодиевского братства. При ней работали фортепианный и скрипичный классы, велось обучение игре на народных инструментах – балалайке и мандолине, существовал детский «великорусский» (т. е. состоявший из народных инструментов) оркестр (36 детей). В свободное время детей обучали токарному ремеслу и выпиливанию по дереву. Мальчики, которые переставали петь из-за мутации голоса, зачислялись на денежные средства Иванова в классы бухгалтерии Хорового общества. По окончании обучения выдавались свидетельства, похвальные листы. Школьная библиотека насчитывала более 1 тыс. наименований книжных и нотных изданий.

3 – ˜О степени важности для Иванова этой работы можно судить по предъявленным к малолетним певцам требованиям, в которых дисциплина и честное служение делу ставились на первое место.

4 – Капелла также выезжала на гастроли в Нижний Новгород и Тулу (1913 год).

Список использованной литературы

1. Зацепина Т.М. Иванов. Православная энциклопедия (Т. 27). М.: Православная энциклопедия, 2012.

2. История рода Перловых. https://trojza.blogspot.com/2014/03/blog-post_29.html (Электронный ресурс).

3. Рукавишниковы XIX–XX вв. https://staff.wikireading.ru/30322/ (Электронный ресурс).

Источник: mepar.ru


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Фёдор Алексеевич Иванов: к 100-летию со дня смерти композитора — Клин православный