Автор: протоиерей Борис Балашов
Сегодня Покров Пресвятой Богородицы – праздник, очень чтимый у русских православных христиан. «Покров» или «омофор» (от греч. ὠμοφόριον (омофорион) – носимый на плечах) – длинное головное покрывало восточной женщины. Подобное, но укороченное покрывало мы можем видеть в руках у Божией Матери на храмовой иконе Покрова.
Поводом для устроения праздника Покрова Пресвятой Богородицы стало яркое событие, которое произошло в самом начале X века, в 910 году, но мы, конечно, празднуем не только его: сегодняшний великий праздник вмещает весь 2000-летний опыт Церковной жизни.
На Константинополь напали враги – мусульмане (сарацины), а императора с войском в городе не было, он отошел в другие пределы империи защищать границы государства. Громадный город мог быть отдан на растерзание врагам, которые бы никого не пожалели, и большинство жителей поняли, что могут рассчитывать только на Бога. Но они также поняли, что просить Бога и Божию Матерь о защите, поддержке, а в данном случае – спасении – это не просто прийти в храм и свечку поставить. Не потому, что это бессмысленно: человек может быть очень бедным и от всего сердца принести ее в дар Богу, важно то расположение, с которым мы это делаем. Жители Константинополя тогда осознали, что разговаривать с Богом серьезно можно только подготовив себя к этому, ведь есть внутренние причины, которые мешают богообщению – это наши грехи, т.е. по сути, наша неверность Богу, и они стали усиленно совершать покаяние, вникать в слова Священного Писания, молиться.
Сейчас речь идет не про эрзац-покаяние, когда мы безучастно перечисляем список грехов, отчитываясь о проделанной греховной работе за период, прошедший после прошлой исповеди. Прочитать можно что угодно, а истинное покаяние совершается в глубине человеческого сердца, перед Богом, на исповедь приходят с болью о совершенных прегрешениях, чтобы выдавить этот гной! Исповедь тогда может быть эффективна, когда человек к ней готовился, все это уже прокрутил в голове не один раз, покаялся перед Богом, попросил прощения, – усилия приложил, чтобы что-то исправить в своей жизни! Тогда это действительно работает, душа очищается.
Молиться – это не значит выстоять службу в церкви и послушать, что там говорят и поют или регулярно читать большие правила, каноны, акафисты, что, конечно, хорошо, но если мы просто читаем, мы лишь показываем Богу, что мы грамотные. Молиться должен хотя бы наш ум (мы не говорим о той молитве, которая исходит из глубин сердца, ведь большинство из нас люди духовно начинающие).
Надо собирать слова в молитву. Почему это необходимо? Ведь Бог слышит мои мысли и для Него не важно, вслух я молюсь или про себя. Оказывается, это важно для меня самого: иногда молитва вслух помогает сконцентрировать внимание, порой необходима тишина и внутренняя сосредоточенность, но если рассеиваются мои мысли, я думаю о своих проблемах, Бог вообще ничего не услышит!
Молитва имеет громаднейшее значение. Думаю, среди нас нет великих подвижников, которые могут молиться благодатно и легко, поэтому нам нужно напрягать свои ум и волю, не «вычитывать» (совершенно ужасное слово) молитвы, а стараться, чтобы они затрагивали душу.
Конечно, удобно молиться дома, но мы все очень загружены, поэтому можно использовать для молитвы время, когда мы в транспорте, в очереди или заняты физическим трудом, не требующим высокой концентрации внимания. Монахи всегда ставили цель соединять ручной труд с молитвой – это было нормой. В первые века существования христианства в монастырь не брали послушников, если они не знали наизусть всю Псалтирь, – иначе они не смогли бы молиться во время работы. А мы еще считаем себя более развитыми…
Так и жители Константинополя, занятые своими делами, всю неделю молились дома, а в субботу собирались в храмах, ведь в храме молитва усиливается многократно. Одна свеча – это хорошо, а множество свечей, объединенных вместе – совсем другое дело! На рынке, на площади умножаются наши худшие качества, а в храме – лучшие, ведь все мы по мере своих сил душой устремляемся к Богу, а кроме того, храм – место особого Божиего присутствия.
С молитвой в храме мало что может сравниться, и жители осажденного города приходили на Всенощное бдение, которое начиналось после захода солнца и проводили в молитве всю ночь. Каждый молящийся напрягал свое чувство к Богу, старался вести духовную борьбу в себе самом, а утром все причащались Святых Христовых Таин.
Тогда в одном из многочисленных храмов Константинополя – Влахернском, во время общей молитвы, Бог дал двум людям удивительное откровение: юродивый Андрей и его духовный ученик Епифаний (в будущем – патриарх Константинопольский) увидели Божию Матерь в окружении ангелов и святых, которые молились за народ. Божия Матерь подошла к алтарю, всех благословила, сняла свой омофор и распростерла над молящимися, и он долго мерцал в воздухе, когда видение исчезло. Андрей подумал, ни искушение ли это, и спросил Епифания, стоявшего рядом, видит ли он это? «Вижу и ужасаюсь», – ответил тот.
Таким образом, Господь открыл им и всем нам, что Богородица заботится о своих детях. А кто же эти свои? Свои – это те, у кого на сердце Образ Христов, для кого Евангелие и Христос дороги, кому дорога Крестная смерть Христа и Его Воскресение. Господь их поручил Божией Матери, когда Она стояла у Креста.
Не надо думать, что заботиться – это все позволять и по головке гладить, ни одна нормальная мать так делать не будет. Но, в то же время, когда мать видит, что дети ее стараются выполнять волю Божию, она радуется исправлению своих детей и, видя их усердие, обязательно помогает своим чадам, избавляя от бед и укрепляя на этом пути. Ведь помочь человеку можно только тогда, когда он сам что-то для этого делает, прикладывает усилия. Конечно, спасти нас может только Господь, но как говорили святые: «Хотя Господь сотворил нас без нас, Он не спасет нас без нас».
В осажденном Константинополе люди действительно стремились к покаянию, исправлению, они четко поняли, что оказались беззащитны перед врагом, потому что сами от Бога отошли! Андрей и Епифаний по окончании богослужения рассказали всем о чудесном видении, люди ободрились, и беда действительно миновала! Враги отступили, и по молитвам Божией Матери Господь этих людей сохранил.
Это событие легло в основу праздника Покрова Богородицы, но праздник более емкий, он вмещает весь опыт Церковный – опыт многих тысяч людей, свидетельствующих о том, что мы не одни в этом мире, у нас есть друзья. Конечно, это Христос, Божия Матерь, святые, которые помогают нам идти по жизни и исполнять волю Божию. Но помогают они тогда, когда мы сами стремимся трудиться над своей душой. Не так важно, имеет ли человек опыт духовной жизни, давно ли он ходит в храм – главное, не то, что мы имеем в данный момент, а то, в каком направлении идем!
Но как понять, происходит ли это движение? В одном из житий святых есть рассказ об одном страннике, который, встретив на пути монаха, поинтересовался, как долго ему идти до города. «Да ты иди», – отвечал монах. «Нет, но как долго?» – не унимался путник. – «Иди, ведь я же не знаю, с какой скоростью ты пойдешь!» Это очень важная мысль: чем больше человек будет работать над своей душой, тем ближе будет к Божией помощи, поддержке, сроднению с Богом и соединению с Ним.
В тропаре сегодняшнего праздника мы встречаем слово «умиление», но используется оно не в том смысле, который нам привычен – восторг, восхищение, когда мы восклицаем: «Ах, какой цветочек!», «Ах, какая киска!»… Славянское слово «умиление» в своем исходном смысле обозначает состояние, когда душа человека пришла к покаянию, когда она способна видеть свою греховность и открывается Богу.
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Днесь – сегодня, сейчас. Конечно, это событие было давно, но если мы члены Церкви, первым из которых является Богочеловек Иисус Христос, – значит, вечная Церковь соединяет нас духовно со всеми событиями ее истории. Потому что вечность – это как бы вертикаль нашей земной жизни: для воцерковленного христианина возможно причащаться на Тайной Вечере и духовно участвовать в событиях Благовещения, Рождества Христова, Покрова…
Осеняеми пришествием – мы не можем видеть Богоматерь, но это и не нужно, ведь честь, воздаваемая Образу, восходит к Первообразу. Образ, икона – как некое окошко в иной мир, которое открывается во время молитвы.
Покрый Покровом – т.е. защити Своей благодатью, избавь нас от всякого зла, а первое зло – это наши собственные грехи!
Наша земная жизнь – школа вечной жизни, и душа наша должна научиться жить по Божьи здесь, на земле, чтобы быть готовой к жизни Там, в Божьем доме, и Божия Матерь – верная помощница всем, кто к этому стремится. Пусть человек только вчера начал, но начал! Помощь Божия приходит к тому, кто трудится над своей душой, воюет с грехом в собственном сердце, старается Евангелие посильно исполнять и обиды прощать. Тогда для него и чтение Евангелия и молитва являются пищей для души, человек укрепляется ими и оживает.
У нас есть, к Кому прибегнуть в трудностях и скорбях. Но нельзя смотреть только на внешние проблемы – что-то не складывается или денег не хватает, – все они решаются тогда, когда мы с глубокой скорбью боремся с нашей холодностью в вере! Покров – праздник любви Божией Матери к нам, которая становится реальностью, когда мы всеми силами на эту любовь отвечаем. Аминь.