Проповедь диакона Иоанна Иванова в день Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Мф. 5:14-19
Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, который касается христианского поведения. Напомню первые строки: не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). Он виден со всех сторон, как маяк. Невозможно представить подсвечник, ночник или фонарик на телефоне прикрытыми чем-то сверху. Мы всегда ставим любой светильник на высокое место, чтобы его свет распространялся вокруг.
Христос поясняет: да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5:16). Есть разные модели поведения: одному человеку удобно быть интровертом, закрыться в своем мирке, другому – напротив, нравится быть душой компании, – ни в одной модели поведения нет ничего плохого, если она не является маской, под которой человек скрывает свое подлинное «я».
Для христианина важна реальная жизнь со Христом, а не внешняя сторона церковной жизни – та маска, которую человек надевает, входя в церковную ограду. К сожалению, и в современном мире, и на протяжении всей истории Церкви такая модель поведения присутствует у значительного количества людей. Нужно правильно перекреститься и свечку поставить, соблюсти дресс-код, а в остальное время можно вести себя совершенно иначе.
Христос учит, что тот свет, который есть в человеке – свет христианский, евангельский – должен проявляться в добрых делах. Но часто здесь тоже возникает загвоздка, поскольку и в доброделании может присутствовать ошибочная модель поведения: а не завести ли «Ежедневник добрых дел», чтобы мне аплодировали в соцсетях, ставили лайки, и мой рейтинг возрастал? Даже, если я не жду аплодисментов (хотя чаще, конечно, жду), мне бы хоть какой-то тайный знак, что мои «подвиги» не остались незамеченными, заслужили одобрение.
Такая «копилка» кроме самопохваления ничего христианину не несет, это та модель поведения, где я перед всем обществом и даже семьей хочу казаться хорошим. В свете Евангелия, исходя из логики Христа, добрые дела не могут быть взаимозачетной ведомостью «ты – мне, я – тебе»: вот, я сегодня сделаю что-то хорошее для бабы Маши, а ты мне, Боженька, обязательно завтра принеси удачу!
Добрые дела чаще всего выбивают нас из колеи. Как обычно проходит день? Утро, потом привычная работа, дела, планы, вечер – семья, уроки, что-то успеть, доделать, додумать, вот день и прошел. Но внезапно в этот круг дел вмешивается какое-то событие. Например, подходит человек и говорит: «Помоги!», или близкие просят уделить больше внимания. «Да некогда же! Сам понимаешь, все расписано, я же человек занятой!»
Вот это и есть разговор Бога с человеком в категории добрых дел. Если не получается поговорить с Богом в молитве, чтении Евангелия, некогда дойти до храма причаститься, Господь использует иной язык, и начинает подсовывать тебе некоторые непонятные вещи. По принципу: «Ты же учишься любить людей? Вот тебе площадка для экспериментов – попробуй сейчас и еще как-то иначе». Это очень сложно, когда в круг привычных дел врывается какое-то дело не от тебя, и надо либо пройти мимо, либо остановиться, и это высочайший нравственный выбор для человека. Так Бог пытается говорить с нами на доступном языке.
Строки сегодняшнего евангельского чтения – да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела – это еще и модель моего измененного образа жизни. Когда не я сам планирую свою успешную карьерную лестницу вплоть до счастливой старости без зубов, а могу испытывать полноценное счастье ежедневно, и это делание возможно только вместе с Богом. То есть, если я не буду слушать Его язык, в том числе, совершать подсунутые Им добрые дела, то я никогда не стану по-настоящему счастливым, не научусь светить перед другими людьми. Аминь.