Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленом
(Деян. 9:32-42)
Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали отрывки из Евангелия об исцелении. Случай, описанный в Деяниях святых апостолов – история исцеления расслабленного (парализованного) Энея – человека, который был болен восемь лет, второй эпизод, описанный далее по тексту связан с воскрешением Тавифы – женщины, горячо любимой окружающими.
Книга Деяний повествует о первых днях жизни Церкви Христовой. Нам несомненно стоит в этом разобраться, поскольку нас окружает не слишком церковное общество, в котором распространены многие шаблоны по отношению к Церкви, и мы, безусловно, должны являть другой пример.
Уже не работает шаблон «церковь – архитектурное сооружение», об этом свидетельствует весь XX век. Шаблон «церковь – специальный контингент униженных и обманутых» также не актуален. Лучшее определение Церкви дает апостол Павел, и вы наверняка его слышали: «Церковь – живой организм, Главой которого является Сам Иисус Христос». И мы помним обещание Бога, что Он будет с нами до скончания века (см. Мф. 28:20), которое Он дает перед Вознесением и не отменяет.
Многие, конечно, могут возразить, что нам необходимо тактильное ощущение Христа, когда Он ходит с народом, кушает рыбку или просто находится рядом, что нам не хватает этого ощущения.
Но ведь действие Божие для взрослого человека заключается, в первую очередь, не в исцелении телесных недугов, которыми изобилует история человеческого рода. Для нас гораздо важнее победить самого себя, а это не только сложно, но и подчас невозможно!
Сколько раз задаешься вопросом: если во мне присутствуют две личности, почему «я – хороший» постоянно проигрывает «я – плохому»? Почему не получается в одиночку искоренить недостатки, отказаться от вредных привычек, попросить прощения у человека, на которого я обижен или вовсе обиды не замечать, не осуждать, ну и так далее, этот список можно продолжить до бесконечности, поскольку мы прекрасно можем себя просканировать?
Для взрослого человека это не просто очевидность, а гнетущий рок, постоянное преследование. Но Христос предлагает нам Свою помощь, как предлагал ее всем желающим на страницах Евангелия, и если между Богом и человеком существует связь, называемая «доверие», эта помощь не просто возможна, а абсолютно реальна.
Мы можем убедиться в этом на примере людей, которые прошли этот путь внутреннего изменения, называемый по-гречески «метанойя», что в переводе значит «покаяние».
Почему-то мы перестали удивляться метаморфозам: был, к примеру, человек сварлив и злобен, и вдруг, стал относиться к людям иначе. А ведь именно чудо преображения человеческой души и есть самое настоящее чудо, главное в жизни человека!
Но это совместное действие со Христом становится возможным только, если я захочу добавить Его в свой список друзей. И не просто добавить, а жить вместе с Ним в этой удивительной связи под названием «доверие». Именно этого ждет от нас Христос. «А какова твоя вера?» – постоянно спрашивает Он на страницах Евангелия.
Так выздоравливает Эней: его доверие Богу настолько велико, что Петр исцеляет его одним именем Христа! Господь здесь и сейчас, в Церкви, действует в жизни людей реально и ощутимо – хоть с Энеем, хоть со мной.
Подобное мы видим с исцелением Тавифы. И хотя на XX и XXI век приходится не так много случаев воскрешения из мертвых, для нас важен не состав биологически активного существа под названием «человек», а живость и действенность нашей души. Она была мертвой и окаменелой настолько, что ее уже невозможно было поразить самым невероятным извращением этого мира. Но действие Божией благодати снимает эту каменную корку (пещеру) с души человека, и она живет уже иной, обновленной жизнью.
Очень важно отметить, что исцеление Тавифы совершилось по ходатайству окружающих людей. И в этом тоже проявляется удивительное, чудесное действие Церкви. Мы ищем помощи сами и просим этой помощи для всех людей, с которыми мы связаны – живых и мертвых.
Молитва за ближних в Церкви действенна как в этом мире, весьма ограниченном и временном, так и в мире загробном. Поэтому мы призываем: «Молитесь друг за друга, молитесь за умерших – за всех, за кого можете молиться!». Пример воскрешенной Тавифы лишний раз это доказывает. Петр воскрешает ее по молитве ближних, именем Живого Бога, который в Церкви помогает людям здесь и сейчас, ныне и присно, и до скончания века. Аминь.