Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Еф. 5:8-19
Дорогие братья и сестры, сегодня за богослужением мы слышали евангельское чтение о десяти прокаженных и краткий отрывок из Послания к Ефесянам апостола Павла. Давайте поставим один вопрос и попытаемся ответить на него в данном контексте.
Что нужно сделать человеку, чтобы почувствовать себя особенным? Это желание есть даже у детей, потому что стремление к самовыражению начинается с пелёнок и не заканчивается никогда. Но в целом, если мы хотим почувствовать что-то особенное, достаточно разграничить пространство, в котором мы живём. Например, обозначить несколько критериев (нас же много, человек без других людей никогда не существовал и существовать не будет) и начать сравнивать.
Принципом «разделяй и властвуй» пользовались все государства с древнейших времен. Если есть критерии, значит, чтобы почувствовать себя особенным, можно начать сравнивать себя с другими людьми, но ни к чему хорошему это на самом деле не приводит. Этот опыт может быть позитивным в очень редких случаях, но об этом мы поговорим немного позже.
Сколько нужно света, чтобы тьма перестала быть тьмой? В общем-то, немного. Достаточно даже слабого источника света, чтобы обозначились контуры предмета и появились тени, которые его выделят. Даже при слабом освещении понятно, что тьма не так уж страшна.
Апостол Павел говорит в сегодняшнем Послании: Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (Еф. 5:13). Таким образом, если по-настоящему качественно делить окружающее пространство, оно делится только на свет – источник которого есть Бог – и тень, где Бога нет. И у каждого из нас есть свобода выбора.
Мы сегодня слышали историю о десяти людях, которые тоже были особенными. Они были больны проказой, а это болезнь похуже коронавируса. Их не допускали к местам общего проживания, они должны были носить колокольчики на одежде, чтобы привлекать внимание – их в принципе не считали полноценными.
И вот, они чувствуют перед собой Источник Света и кричат: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17:12). Так и мы поступаем, когда уже совсем невмоготу («пока гром не грянет, мужик не перекрестится»). И это неудивительно. Но удивительно то, что один из десяти, обнаружив, что Христос выполнил их просьбу, возвращается, чтобы припасть к Источнику Света и самому стать светом по-настоящему. Это возвращение, ещё и не иудея, а изгоя-самаритянина, вещь действительно удивительная и для нас с вами. На нас это не похоже! По словам свт. Иоанна Златоуста: «Вера есть удел душ благодарных», и это возвращение означает, что человек не просто получил ответ на насущный запрос, а то, что, встретившись со Светом, он захотел остаться в этом Свете, изменить свою жизнь. И теперь время для него течёт иначе, ему безразлична суета, внешние обстоятельства, склоняющие на сторону тьмы… Ему всё равно: в нём есть Свет, и он – со Светом.
Эта удивительная история, во-первых, явно показывает, что ищущих Света не так много, а во-вторых, напоминает: «Если ты обрёл Свет, цени его и, по возможности, не теряй!». Но для этого действительно нужно быть особенным: прилагать усилия, напрягать волю, предпринимать действия, которые делают нас одинаковыми со Светом по нашим поступкам и цели нашей жизни – вечности. Аминь.