Image

«Страстию Твоею, Христе, омрачивый солнце…»

Автор: протоиерей Александр Союзов

В Седмицу 28-ю по Пятидесятнице.

Сегодня мы разберём воскресные Стихиры на стиховне 3-го гласа. Воскресными они названы потому, что посвящены главному событию – Воскресению Христа, и соответственно, главному празднику, который повторяется еженедельно в воскресный день – малой Пасхе.

Стра́стию Твое́ю, Христе́, омрачи́вый со́лнце и све́том Твоего́ Воскре́сения, просвети́вый вся́ческая, приими́ на́шу вече́рнюю пе́снь, Человеколю́бче.

Стра́стию Твое́ю, Христе́, омрачи́вый со́лнце – Своими страданиями омрачивший солнце. Мы знаем, что это исторический факт: смерть Христа на Кресте сопровождалась солнечным затмением, которое произошло внезапно, вопреки астрономическим прогнозам. Это событие было зафиксировано в разных частях земли, что помогло впоследствии установить точную дату казни Спасителя. Да, солнце померкло, – мир не выдержал того, что родившегося на земле Бога убили, но гораздо важнее то, что стало следствием Его страданий и Крестной смерти – свет Воскресения Христова просвети́вый вся́ческая, то есть просветил всё!

Живоприе́мное Твое́ воста́ние, Го́споди, вселе́нную всю́ просвети́, и Твое́ созда́ние истле́вшее призва́. Те́мже кля́твы Ада́мовы изме́ншеся, вопие́м: всеси́льне Го́споди, сла́ва Тебе́.

Живоприемное востание – Воскресение Господа, возрождающее жизнь. То есть Воскресение Христа просветило всю Вселенную – здесь идёт перекличка с предыдущей стихирой – и воззвало (к жизни) Твое создание истлевшее (человека).

Истлевшее – то есть пораженное грехом. Следствия грехопадения – смерть, болезнь, нищета. Болезнь готовит человека к самому страшному для него событию – к смерти, к этому финалу земной жизни, и, если нет веры в Воскресение Господа, в воскресение души, то жизнь становится бессмысленной, а смерть – её концом.

Те́мже кля́твы Ада́мовы изме́ншеся, вопие́м: всеси́льне Го́споди, сла́ва Тебе́ – посему мы, освободившись от проклятия Адамова, восклицаем: всесильный Господи, слава Тебе! То есть: всё! Смерть – не предел, не та черта, за которой ничего нет. Христос Воскресает и показывает людям, что душа бессмертна, Он дарит людям вечность в Царствии Божьем, если человек к этому стремится и желает этого.

Ко времени прихода Христа господствующим мировоззрением среди саддукеев, которые правили ветхозаветной церковью, была вера в отсутствие загробной жизни. Они отрицали воскресение мертвых и бессмертие души. Саддукеи были богаты, влиятельны, многие архиереи были саддукеями. Они верили, что сколько дней земной жизни Бог дал человеку, столько он заслуживает.

Важную роль в жизни еврейского народа играли и фарисеи, которые стремились к тщательному соблюдению не только записанного Моисеева закона, но и так называемого «устного закона» сложившегося в народе за сотни лет религиозной практики. Они мыслили иначе – верили в бессмертие души, – поэтому некоторые из них стали последователями Христа. Апостол Павел, Гамалиил были фарисеями, но пошли за Христом, услышали Его.

Вспомним, что именно благодаря разнице во взглядах саддукеев и фарисеев апостолу Павлу, когда его привели на суд в синедрион, удалось своей речью разделить этот еврейский «парламент» на две части.

Бо́г сы́й неизме́нен, пло́тию стражда́ измени́лся еси́, Его́же тва́рь не терпя́щи ви́сяща зре́ти, стра́хом прекланя́шеся, и стеня́щи пое́т Твое́ долготерпе́ние: соше́д же во а́д, тридне́вен воскре́сл еси́, жи́знь да́руя ми́рови, и ве́лию ми́лость.

Бо́г сы́й неизме́нен – единственный, Кто никогда не меняется – это Бог, Бог – Абсолют. Мы тленны, а природа, мир, который нас окружает, Вселенная, как утверждают учёные, тоже имеют начало и конец. Но это не наше дело, нас должно волновать, что внезапно может закончиться наша человеческая жизнь.

Бог неизменен, но, тем не менее, пло́тию стражда́ измени́лся еси́. Христос претерпел страшные муки, тело Его было изувечено, Он умер, но Воскрес, – мы читали сейчас об этом в Евангелии, – и апостолы сначала испугались, подумав, что это призрак. И Господь говорил им: «Смотрите, вот мои ноги, руки…», – то есть Он был телесен, просил учеников о том, чтобы разделить с ними трапезу. Когда Ему подали рыбу и мёд, Учитель вкушал вместе со всеми пищу. Пройдя смерть, Он Воскрес в теле, преобразив его, и это, конечно же, чудо!

Его́же тва́рь не терпя́щи ви́сяща зре́ти, стра́хом прекланя́шеся, и стеня́щи пое́т Твое́ долготерпе́ние – вновь возвращаемся к тому, что земля содрогнулась, и всё творение содрогнулось, увидев убитого Бога, Создавшего мир и землю, и своими стенаниями прославляла Его долготерпение.

Да ро́д на́ш от сме́рти, Христе́, изба́виши, сме́рть претерпе́л еси́: и тридне́вен из ме́ртвых воскре́с, с Собо́ю воскреси́л еси́, и́же Тя́ Бо́га позна́вших: и ми́р просвети́л еси́. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Для нас это аксиома, тропарь Пасхи, который является главным догматом нашей веры. Христос, умирая, побеждает смерть: Он не только Сам Воскресает, но и совоскрешает Собою падшее человечество. Опять же, известен факт, что, когда это произошло, в Иерусалиме людям было явлено воскрешение умерших. Гробы отверзлись, и усопшие восстали, показывая, что смерть – не предел жизни человека. На иконе Воскресения мы как раз видим схождение Христа во ад и изведение оттуда тех душ человеческих, которые были к этому готовы.

Последняя стихира, называемая «догматик» или «Богородичен», посвящена Божией Матери и Рождеству Христову.

Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха, во́лею же Отчею зачала́ еси́ Сы́на Бо́жия, от Отца́ без ма́тере пре́жде ве́к су́ща: на́с же ра́ди, из Тебе́ без Отца́ бы́вша, пло́тию родила́ еси́, и младе́нца млеко́м пита́ла еси́. Те́мже не преста́й моли́ти, изба́витися от бе́д душа́м на́шым.

Чудесным образом, то есть волею Бога Отца, Она зачала Сына, Который существовал прежде век – всегда. Речь здесь идёт о Троице. Но Божья Матерь была Девой до Рождества и осталась Ею во время Рождества, и после него, когда Бог родился во плоти.

Поэтому мы взываем к самому близкому к Богу человеку, – Богородице: те́мже не преста́й моли́ти, изба́витися от бе́д душа́м на́шым, – посему не преставай молиться, чтобы избавились от бед души наши.

Мы с вами разобрали очень красивые стихиры. Сейчас нет проблем найти их в печатном виде и было бы очень полезно для нас знакомиться с их текстом и перед богослужением.


Материалы по теме:

 


 

Последние новости

Анонс епархиальной конференции посвященной противодействию неоязыческой угрозе на Дмитровской земле.

Янв 13, 2025

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025

Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Почему это событие так значимо?

Этот Ребенок должен был принести радость, избавление от смерти, тленности и страстей всем людям, живущим на земле, и…

Янв 6, 2025

Новый приказ Минздрава по допуску священников в медицинские учреждения обсудили на онлайн-семинаре по больничному служению

Синодальный отдел по благотворительности и Правовое управление Московской Патриархии провели онлайн-семинар по больничному служению. В мероприятии приняли участие…

Янв 5, 2025
«Страстию Твоею, Христе, омрачивый солнце…» — Клин православный