Автор: протоиерей Александр Союзов
Фото иконы: drevo-info.ru
Воскресные дни от Пасхи до Вознесения посвящены какому-то событию, и, как правило, это события, связанные с обретением веры. Воскресенье о расслабленном, воскресенье о слепорожденном. Очень длинное евангельское чтение. И когда мы слушаем его или читаем, то удивляемся тому, насколько люди бывают невосприимчивы к чуду и вообще к воле Божьей.
Понятно, что здесь речь идет в первую очередь о тех иудеях, которые ходили и пытались во всех действиях Христа увидеть какой-то грех. Даже видя очевидные вещи, факты, они упрямо стояли на своем, пытаясь их исказить и как-то интерпретировать в свою пользу.
Вот чудо, явное чудо, исцеление слепорождённого. При виде этого человека у иудеев возник вопрос, который звучал во все времена и задаётся сейчас: «За что? Что должно было произойти, если этот человек родился с такой инвалидностью?» Наверное, нагрешили родители, что-то в роду у него было не так.
И как хорошо было бы услышать от Христа именно такое подтверждение! Да-да, конечно, бабка его начудила, прадед не то съел или сделал что-то не так. Но Христос совершенно другое говорит: «Нет, это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). У Бога возможно всё, и даже человек, который был слеп от рождения, может прозреть!
Мы видим какое-то слишком «простое» чудо, когда Христос сделал что-то совершенно немыслимое с точки зрения гигиены — плюнув на землю, скатал грязь и залепил слепому глазницы. И читать об этом как-то неприятно, потому что мы привыкли к иному: если кто-то в кого-то плюет, это враг на всю жизнь. А тут Господь плюет на землю, этой же землей лицо незрячему замазывает, отправляет его умываться, и человек прозревает…
Но дальше начинается нудное расследование. Одни говорят: да, это действительно тот человек, который был слеп. Другие: нет, он просто похож на того слепца. Фарисеи идут к родителям, их начинают расспрашивать. На что родители отвечают: «Ну, он же совершеннолетний, его спросите, что мы будем с вами тут спорить, судиться, ссориться…»
Фарисеи приступают к исцеленному, вопрошая: «Грешен ли человек, который тебя исцелил?» На что у бывшего слепого хватает мужества сказать: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). За этим, фактически, следует попытка обвинить Христа в том, что Он чудеса творит не вовремя. Какое Он вообще право имеет творить чудеса, мы-то привыкли к тому, что всё идет по плану, а тут вот является какой-то «фокусник» и своевольничает.
Иисус Христос не открывается людям, которые не хотят в Него веровать. И последние слова этой главы как раз о том, что, если у человека есть вера, если он доверяет Богу, то возможно всё. И Христос приходит в конце концов к этому, встречается с этим слепым человеком, который прозрел, и являет себя ему Сыном Божьим. То есть Господь ему открывается, давая понять, что тот уверовал, и уверовал в Сына Божьего!
К сожалению, мы часто читаем Священное Писание очень отрешенно: надо же, какая история была 2000 лет назад! И это совершенно неправильно, потому что Священное Писание и Евангелие в частности — это послание Бога к нам, а не рассказ о каких-то исторических событиях, которые произошли когда-то!
Читая Священное Писание, мы всегда должны себя сравнивать с теми людьми, про которых идет речь, пытаясь понять, с кем мы, со слепорожденным человеком или вот с этими фарисеями, которые ходят и расспрашивают. Это очень важно, потому что вера человека возрастает постепенно, она складывается из маленьких-маленьких кирпичиков, когда человек постоянно трудится над своей душой. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо Священное Писание читать каждый день.
Ведь если мы ежедневно какой-то кусочек Евангелия со своей жизнью сопоставляем, сама наша жизнь начинает меняться. Так происходит в дружной семье: люди друг на друга смотрят, в чем-то подстраиваются и со временем становятся похожи.
Когда человек смотрит на икону, читает Священное Писание, он тоже со временем становится другим. А возможно и мгновенное преображение, как у разбойника на кресте, хотя и эта история неоднозначна.
Существует предание о том, что этот человек оказал милость Святому Семейству на пути в Египет, то есть изначально сердце его не было таким окамененным. Бывают ситуации, когда в разбойники люди попадают по воле случая: меняется жизненная ситуация, и человек оказывается по ту сторону социальной жизни. Но это не значит, что на таких людях однозначно надо ставить крест.
Если мы прикладываем усилия, общаемся с Богом изо дня в день, то мы становимся на Него похожи. И тогда нам гораздо легче понимать Его волю. Поэтому давайте будем регулярно, вдумчиво читать Священное Писание и помнить, что нужно не просто прочитать то, что указано в церковном календаре от сих и до сих строчек.
Чтение слова Божьего — это тоже разговор с Богом, который меняет нашу душу, если мы к этому относимся так, как отнесся герой сегодняшнего евангельского чтения, слепорожденный человек.
Христос Воскресе!
- Об исцелении слепорожденного в субботу (Ин.9:1–38). Проповедь свящ. Михаила Хайрутдинова
- Об исцелении слепорожденного. Проповедь прот. Бориса Балашова
- Исцеление слепорожденного. Проповедь свящ. Михаила Хайрутдинова