Image

От Пасхи до Вознесения

Автор: протоиерей Александр Союзов

Фото иконы: drevo-info.ru

Воскресные дни от Пасхи до Вознесения посвящены какому-то событию, и, как правило, это события, связанные с обретением веры. Воскресенье о расслабленном, воскресенье о слепорожденном. Очень длинное евангельское чтение. И когда мы слушаем его или читаем, то удивляемся тому, насколько люди бывают невосприимчивы к чуду и вообще к воле Божьей.

Понятно, что здесь речь идет в первую очередь о тех иудеях, которые ходили и пытались во всех действиях Христа увидеть какой-то грех. Даже видя очевидные вещи, факты, они упрямо стояли на своем, пытаясь их исказить и как-то интерпретировать в свою пользу.

Вот чудо, явное чудо, исцеление слепорождённого. При виде этого человека у иудеев возник вопрос, который звучал во все времена и задаётся сейчас: «За что? Что должно было произойти, если этот человек родился с такой инвалидностью?» Наверное, нагрешили родители, что-то в роду у него было не так.

И как хорошо было бы услышать от Христа именно такое подтверждение! Да-да, конечно, бабка его начудила, прадед не то съел или сделал что-то не так. Но Христос совершенно другое говорит: «Нет, это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). У Бога возможно всё, и даже человек, который был слеп от рождения, может прозреть!

Мы видим какое-то слишком «простое» чудо, когда Христос сделал что-то совершенно немыслимое с точки зрения гигиены — плюнув на землю, скатал грязь и залепил слепому глазницы. И читать об этом как-то неприятно, потому что мы привыкли к иному: если кто-то в кого-то плюет, это враг на всю жизнь. А тут Господь плюет на землю, этой же землей лицо незрячему замазывает, отправляет его умываться, и человек прозревает…

Но дальше начинается нудное расследование. Одни говорят: да, это действительно тот человек, который был слеп. Другие: нет, он просто похож на того слепца. Фарисеи идут к родителям, их начинают расспрашивать. На что родители отвечают: «Ну, он же совершеннолетний, его спросите, что мы будем с вами тут спорить, судиться, ссориться…»

Фарисеи приступают к исцеленному, вопрошая: «Грешен ли человек, который тебя исцелил?» На что у бывшего слепого хватает мужества сказать: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). За этим, фактически, следует попытка обвинить Христа в том, что Он чудеса творит не вовремя. Какое Он вообще право имеет творить чудеса, мы-то привыкли к тому, что всё идет по плану, а тут вот является какой-то «фокусник» и своевольничает.

Иисус Христос не открывается людям, которые не хотят в Него веровать. И последние слова этой главы как раз о том, что, если у человека есть вера, если он доверяет Богу, то возможно всё. И Христос приходит в конце концов к этому, встречается с этим слепым человеком, который прозрел, и являет себя ему Сыном Божьим. То есть Господь ему открывается, давая понять, что тот уверовал, и уверовал в Сына Божьего!

К сожалению, мы часто читаем Священное Писание очень отрешенно: надо же, какая история была 2000 лет назад! И это совершенно неправильно, потому что Священное Писание и Евангелие в частности — это послание Бога к нам, а не рассказ о каких-то исторических событиях, которые произошли когда-то!

Читая Священное Писание, мы всегда должны себя сравнивать с теми людьми, про которых идет речь, пытаясь понять, с кем мы, со слепорожденным человеком или вот с этими фарисеями, которые ходят и расспрашивают. Это очень важно, потому что вера человека возрастает постепенно, она складывается из маленьких-маленьких кирпичиков, когда человек постоянно трудится над своей душой. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо Священное Писание читать каждый день.

Ведь если мы ежедневно какой-то кусочек Евангелия со своей жизнью сопоставляем, сама наша жизнь начинает меняться. Так происходит в дружной семье: люди друг на друга смотрят, в чем-то подстраиваются и со временем становятся похожи.

Когда человек смотрит на икону, читает Священное Писание, он тоже со временем становится другим. А возможно и мгновенное преображение, как у разбойника на кресте, хотя и эта история неоднозначна.

Существует предание о том, что этот человек оказал милость Святому Семейству на пути в Египет, то есть изначально сердце его не было таким окамененным. Бывают ситуации, когда в разбойники люди попадают по воле случая: меняется жизненная ситуация, и человек оказывается по ту сторону социальной жизни. Но это не значит, что на таких людях однозначно надо ставить крест.

Если мы прикладываем усилия, общаемся с Богом изо дня в день, то мы становимся на Него похожи. И тогда нам гораздо легче понимать Его волю. Поэтому давайте будем регулярно, вдумчиво читать Священное Писание и помнить, что нужно не просто прочитать то, что указано в церковном календаре от сих и до сих строчек.

Чтение слова Божьего — это тоже разговор с Богом, который меняет нашу душу, если мы к этому относимся так, как отнесся герой сегодняшнего евангельского чтения, слепорожденный человек.

Христос Воскресе!


Материалы по теме:
 

 


 

Последние новости

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025

Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Почему это событие так значимо?

Этот Ребенок должен был принести радость, избавление от смерти, тленности и страстей всем людям, живущим на земле, и…

Янв 6, 2025

Новый приказ Минздрава по допуску священников в медицинские учреждения обсудили на онлайн-семинаре по больничному служению

Синодальный отдел по благотворительности и Правовое управление Московской Патриархии провели онлайн-семинар по больничному служению. В мероприятии приняли участие…

Янв 5, 2025

Паломничества: поездки и планы

В канун Рождества и Нового года принято подводить итоги года уходящего – каким он был, что удалось, что…

Янв 4, 2025
От Пасхи до Вознесения — Клин православный