Автор: протоиерей Алексий Тюков
— Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем же тогда священник освящает воду в этот день?
— Господь освящает нас и все, что нас окружает, не только в праздник Крещения. В течение всего года Он подает нам благодатную помощь и Свою освящающую благодать. А установившееся утверждение, что в Крещение освящается все водное естество, исходит из того, что во всех православных храмах, там где позволяют условия, на озерах и реках совершается чин Великого водоосвящения. Освящает воду не священник, а Сам Господь — благодатью Святого Духа, нисходящей по молитвам священника и всех молящихся людей на водное естество и освящающей воды.
Необходимо сказать и о том, что иногда бывают такие жизненные ситуации, когда человек по объективным причинам не может присутствовать на богослужении. К примеру, бабушка, которая не может выйти из дома без посторонней помощи, или человек, живущий очень далеко от храма. В таких случаях человек, который имеет веру во Христа и всем сердцем желает приобщиться к благодатному источнику воды, но физически не может быть на месте ее освящения, может почерпнуть себе воду из ближайшего колодца, источника или даже водопровода, и по своей вере он получит не просто жидкость, а воду великого водоосвящения. Но если человек будет думать, что Господь освящает в этот день все водное естество, а значит, можно не идти в церковь на службу и остаться дома, поспать или посмотреть телевизор, а потом открыть кран и налить себе воды, то такой человек глубоко заблуждается. Воду он себе нальет, а вот благодатную помощь через нее не получит.
— Подскажите, в какой день лучше брать святую воду, 18 или 19 января?
— Нет никакой разницы между водой, освященной накануне праздника в Крещенский сочельник или освященной в сам праздник Крещения. Чин освящения воды совершается в храмах в эти два дня совершенно одинаково. Вода имеет одну и ту же благодатную силу Божию, которая посылается Духом Святым по вере человека. В древности накануне праздника Крещения совершалось общее крещение всех тех, кто к этому празднику готовился стать христианином. Поэтому священник в этот день совершал чин освящения воды, в которой крестились все готовящиеся. Впоследствии практика общих крещений все реже применялась, а традиция освящения воды накануне праздника осталась и органично влилась в нашу богослужебную практику.
— Иоанн Креститель совершил обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, например, «омовение»?
— Здесь необходимо напомнить, что почти весь Новый Завет первоначально был записан на греческом языке. В греческом оригинале крещение обозначено глаголом «бабтизо» — погружать. Обратившись к латинскому переводу, мы видим, что здесь используется тот же глагол. Уже в славянском переводе, а затем и в русском, произошло наполнение данного действия христианским содержанием, поскольку крещение есть погружение в смерть Христову, чтобы умерев для греха, воскреснуть со Христом для вечной жизни. Так как с I века христианства апостолы и их преемники совершали заповеданное Господом Таинство Крещения, соответственно и данное событие в переводах было связано с этим таинством.
— В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно ли считать себя крещенным и носить крестик?
— Конечно же, нельзя. Крещение совершается священником и является таинством. Бывают исключения, когда человек находится в смертельной опасности или умирает, а рядом нет священника. Тогда его может окрестить не священник, а просто верующий человек, христианин. Но самокрещения нет. Такого Церковь никогда не знала, поскольку самого себя окрестить невозможно. Нельзя путать Таинство с благочестивым обычаем окунаться в купель в день Крещения в воспоминание того, что Господь в этот день вошел в воды Иордана.
— Правильно ли мне сказали, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще, может ли некрещеный человек ходить в церковь?
— Человек приходит в церковь по разным причинам: кто-то приходит просто из любопытства, кто-то хочет насытить свой эстетический голод, кто-то — послушать пение или посмотреть красивое убранство храма. А бывает и так, что человек приходит в церковь, чтобы кого-либо осудить и тем самым просто найти оправдание своему неверию. Люди приходят в храм с радостями и печалями, благодаря Бога и каясь Ему в своих грехах, прося помощи своим близким и молясь об упокоении умерших…
Сам факт прихода человека в церковь никоим образом не делает из человека некрещеного — крещеного и из неверующего — верующего. Все зависит от внутреннего состояния человека, от состояния его души, хочет ли он следовать той Богооткровенной истине, которую оставил нам Господь, для того чтобы нам правильно строить свою жизнь, созидая свою личность, а не разрушая ее. Иначе получается, что человек своим телом в церковь зашел, а душа его вне этих стен и вне того, что там совершается. Относительно же того, можно ли ходить некрещеному человеку в церковь, следует сказать, что, естественно, этому желанию никто не препятствует. И туристы заходят в храм, и иудеи, и мусульмане, и абсолютно неверующие. И, если человек прилично себя ведет, никто его из храма не выгонит. Но сам человек, конечно же, должен задуматься над смыслом своей жизни и найти осознанную дорогу к храму.
— Можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать?
— Если бутылка, в которой хранилась святая вода, опустела, то, естественно, следует ее снова наполнить святой водой, взятой из церкви или из святого источника. Если же емкость, в которой ранее хранилась святая вода или освященное масло, пришла в негодность, то ее не стоит утилизировать, как обычный мусор. Существует добрая, благочестивая традиция, согласно которой всё, что было связано со святыней, — бумажки, в которые были завернуты просфоры, пузыречки от святого масла или святой воды и другие предметы, приобретенные в церкви и по разным причинам пришедшие в негодность, не выбрасываются вместе с мусором, а сжигаются. А те предметы, которые не горят, закапываются в землю в непопираемом месте, например, у себя на огороде.
— Моей дочке 6 месяцев, и когда я ее купаю, то в ванночку добавляю святую воду. Можно ли потом сливать эту воду?
— Я бы не советовал добавлять в ванночку святую воду, поскольку существует Таинство Крещения, в котором Господь полагает в душу человека семя вечной жизни. Таинство Крещения неповторяемо. Святую воду, которую мы берем в течение всего года в храме, можно пить, можно умывать ею ребенка, но добавлять воду во время купания не стоит, поскольку, как вы уже сами заметили, ее приходится сливать в канализацию. Необходимо ребенка как можно чаще причащать Святых Христовых Таин. Тогда человек будет правильно духовно развиваться. Для ребенка это особенно необходимо, поскольку в первые пять лет человек получает 50 % всей информации, которую он воспринимает в течение всей жизни. И родители несут ответственность перед Богом за ребенка, по какому пути он пойдет. Только при приближении к Богу, ко Христу возможно гармоничное развитие личности, душевных и духовных способностей. Именно таким и задумывал человека Господь.
— Обязательно ли купаться на Крещение?
— Купаться, или, точнее сказать, погружаться в воду в этот день, разумеется, не обязательно, поскольку это не обусловлено церковными правилами, а является только благочестивой традицией. Эта традиция — погружаться в воду на Крещение — древняя, и на Руси ей уже много веков. Верующие люди хотят как бы вместе со Христом погрузиться в воды Иордана. Мы хотя и отстоим и исторически, и географически от того времени и места, где Господь Иисус Христос Своею плотию входит в воды Иордана, но, тем не менее, в день Крещения Господня мы можем, по нашей вере, приобщиться к этому событию. Однако, ни один священнослужитель не должен понуждать кого бы то ни было на участие в этом традиционном Крещенском погружении. Инициатива должна исходить от самого человека, желающего и имеющего решимость приобщиться этой традиции.
— А если нет мороза, будет ли купание крещенским?
— Там, где Господь принял Крещение, морозы вообще бывают редкостью. Наша вера или неверие не зависят от климатических условий, от того какая на улице погода. Если человек с верой и с осознанием того, что этим своим действием он воспоминает и как бы приобщается совершенному Господом нашим Иисусом Христом в водах Иордана нашего ради спасения, то это водное погружение будет осмысленным и принесет человеку духовную радость.