Автор: протоиерей Борис Балашов
Один из «железных» аргументов неверующих людей в спорах с православными – вопрос о свободе воли человека. Логика при этом примерно такова: «Если Бог всезнающ, то он должен знать, как я поступлю в той или иной ситуации. Ему тогда известно еще в момент моего рождения, как сложится моя жизнь. Почему же говорят о свободе воли человека? И за что в таком случае люди должны отправляться в рай или ад?»
Надо сказать, что в самой постановке проблемы содержится большая путаница.
Мы живем в сотворенном Богом материальном мире. Бог действует в этом мире, но не заключен в нем и никак не ограничивается его рамками. Мы живем в пространстве и времени, но и они сотворены Богом. Бог вечен, а вечность никак не может измеряться земными мерками. Из вечности мир, в котором мы живем, виден совсем иначе.
Мы живем во времени и можем предвидеть или просчитывать те или иные ситуации и предполагать, какими будут итоги тех или иных действий. Бог же из вечности может уже заранее знать эти итоги.
Много лет назад мой друг — ученый-физик — привел такой пример. Представим себе кинопленку, на которой заснят какой-то фильм. Когда на экране показывают кино, действие разворачивается во времени. Когда пленка скручена и лежит в коробке, все кадры — в одном рулоне. Во время показа кадры следуют один за другим — так мы видим фильм. И если представить себе, что пленка — это кадры нашей жизни, то можно сказать, что всю пленку нашей жизни в рулоне видит Творец нашей жизни — Бог.
Это, конечно, слабый пример и далеко не полный. Если Бог видит все вперед, это не означает, что ход жизненных действий человека Им полностью предначертан. Совсем не так. Бог дал нам свободу выбора и никогда ее не отнимет, даже если мы будем плохо ею пользоваться. Этот Свой дар Создатель у нас не отберет, иначе мы перестанем быть людьми, созданными по образу свободного в своих действиях Бога. Поэтому и ответственность за наш выбор в той или иной ситуации, естественно, ложиться на нас самих.
Все Откровение Божие, все Его заповеди направлены на то, чтобы человек делал правильный выбор в разных ситуациях, чтобы жизненный путь человека с его добровольно принимаемыми решениями разных вопросов привел к Вечной Жизни в Царстве Небесном. Земная жизнь человека может стать для него обретением вечного счастья в любви с Богом и людьми, а может быть и адом полного одиночества и своей ненужности никому.
Никто нас насильственно не отправит в ад или рай. Все зависит от того, какие дороги мы выбираем и ради чего живем. Если живем только ради земных ценностей, то обязательно уже в земной жизни человек придет к духовной опустошенности своей души, так сказать, преддверью ада. Такой человек будет страдать от пустоты жизни, чем-то пытаться приукрасить эту пустоту, временно ее замаскировать. Но жизнь все эти маски сбросит. И останется страдание о беспутно прожитой и бесплодно растраченной жизни, а времени, чтобы все начать сначала, уже больше не будет. И с этим бессмысленным страданием человек переходит в вечность, где самым страшным итогом неразумной жизни будут бессмысленные, никуда не ведущие вечные страдания.
Когда человек кичится своей свободой и делает неразумные с точки зрения Вечной Жизни решения, по сути, он перестает быть свободным. Святой евангелист Иоанн приводит такие слова: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 34; 36).
Свободу жить правильно и вечно мы обретаем в освобождении и отречении от власти над нами и нашим духовным миром греха и ада. Становясь искренними христианами, мы усыновляемся Богу и становимся Его детьми. Иисус Христос говорит, что только так и обретается полноценная свобода личности: Итак, сыны света свободны (см. Мф. 17, 26).
Подлинная свобода обретается подвигом христианской жизни в живой церковной связке с Главой Церкви — Иисусом Христом.
На недоумения: «За что меня отправлять в рай или ад?» — можно ответить, что человек сам на земле делает собственный выбор: что ему милее — жизнь с Вечной Любовью, Богом, или без Него. Пока есть время жизни, есть время и для этого выбора.
Как будет Бог нас оценивать? Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Если мы научимся в земной жизни любить людей — образы Божии, — видеть их проблемы и страдания и помогать им, то мы сможем быть своими в Царстве Вечной Любви. Если же итог всей нашей жизни можно будет уподобить древесной стружке, скрученной вокруг пустоты, то есть мы любили только себя и свои желания, то такая опустошенная душа не сможет пребывать там, где царствует Любовь: не потому, что этого не хочет Бог, а потому что человек своим свободным выбором сделал себя неспособным дышать воздухом Вечной Любви и Вечной Жизни.