Автор: диакон Иоанн Иванов
Вчера, в первый день Страстной седмицы Великого поста, в храмах читалась притча о засохшей смоковнице. За несколько дней до казни на Голгофе, утром Великого Понедельника, Иисус, возвращаясь из Вифании в Иерусалим, испытал сильный голод. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21, 19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мк. 11, 13).
Смоковница – плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Листья на смоковницах появляются позже, чем ранние плоды. Собственно смоквы-инжир появляются позднее. Если дерево плодоносное, то в это время года на нем обязательно должны быть плоды – старые или новые (ранние). Иисус плодов не находит и проклинает бесплодное дерево. И смоковница тотчас засыхает. Если рассматривать эту притчу как руководство к действию, то какой же иносказательный смысл несет она в себе? Что за плоды должна иметь смоковница?
В церковном предании из этого евангельского деяния выводятся полезные уроки для пробуждения покаяния в людях. Однако никогда не делалось вывода о том, что надлежит безжалостно и безнравственно относиться к природе, ведь чудо со смоковницей совершил Тот, Кто сотворил весь мир – небо и землю, животных и растения, – Тот, Кто говорит о Себе через пророка: «Я, Господь… зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим» (Иез. 17, 24).
Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Своим видом смоковница обещала плоды, а ничего кроме листьев не принесла. Среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную истинную религию, закон и пророков, то есть знали, какой плод веры ждет от них Господь.
Этой притчей Господь хотел предотвратить надвигающуюся трагедию. В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, которые отвергли Его и увели за собой народ: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Даже после казни Мессии в Иерусалимском храме по-прежнему совершались пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных… Но Живого Бога там уже не было! И «пустой» храм вскоре будет разрушен.
Христиане – это «новый народ», которому вручено обетование Царства Божия, и от нас теперь ожидается достойный плод веры и покаяния. Без стремления исполнять евангельские заповеди вера мертвеет и уподобляется бесплодной смоковнице. Поэтому следует строго спросить с себя: стремимся ли мы приносить плоды веры и покаяния?