Автор: протоиерей Алексий Тюков
У православных христиан есть величайший дар от Бога – возможность приобщаться под видом хлеба и вина истинного Тела и истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Таинство Причащения Спаситель установил в Великий Четверг во время Тайной Вечери накануне Своих Крестных страданий. Благословляя чашу с вином, Христос сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 27–28). Означает ли это, что грехи оставляются каждому, кто причастился?
Апостолы. Евхаристия; Сербия
Во время причащения мы открываем уста и глотаем Причастие. Но участвует ли в этом величайшем акте Богообщения наша душа? Без участия души мы ведь причастимся не в прощение и оставление грехов, а в осуждение. Об этом говорит апостол Павел: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 26–29).
Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).
Господь ждет, чтобы мы открыли свое сердце навстречу самому желанному Гостю, а лучше сказать – Хозяину нашей души, Творцу, любящему Отцу.
Причащение принесет великие плоды тому человеку, у которого есть покаяние, искренняя вера и желание принять в свою жизнь Господа. Это желание должно быть сопряжено, естественно, с отказом от греховных привычек, ведь если мы хотим, чтобы в нашем сердце жил Бог, Он не потерпит тех отвратительных поступков и мыслей, к которым привыкла наша греховная душа. Не может пребывать благодать Божия там, где мы, подобно навозным мухам, радуемся, обоняя смрад наших грехов.
Для православного человека прощение грехов рассматривается не в юридической плоскости, когда Бог, якобы, перестает обижаться на нас и изглаживает какой-то грех из обвинительного приговора. Грех – это нарушение закономерностей духовного мира. Нарушая эти закономерности, мы вредим себе, яд греха заражает и душу, и тело человека. Грех, как червь, подтачивает духовные и телесные силы. И поэтому мы нуждаемся не в том, чтобы Бог на нас не гневался, – Он есть подлинная Любовь и не хочет нам зла.
Мы нуждаемся в том, чтобы Господь исцелил нашу греховную природу и уврачевал греховные язвы и струпья в нашей душе, которые смердят и отравляют нашу жизнь. И если мы с верой, с сокрушением сердца, с покаянием, с надеждой и любовью к Богу приходим причащаться, то Причастие обязательно принесет добрые плоды, которые мы сможем взять с собой в вечность.
Поэтому, братья и сестры, будем стараться пользоваться великим даром, который Господь нам дал, – причащаться Телом и Кровью Христовой, приступать к Чаше Евхаристии как можно чаще, предварительно исповедуя свои грехи, очищая свою душу и совесть в таинстве Покаяния, стараясь тем самым «прибирать», готовить свое сердце к встрече нашего Спасителя, Который всегда стучит в нашу душу и ждет, чтобы мы открыли Ему дверь. И тогда Он принесет нам великую радость!