Image

Н.Н. Черепнин: к 145-летию со дня рождения композитора

Автор: священник Анатолий Трушин

«Один из последователей традиций Новой русской музыкальной школы, композитор, дирижер, пианист, педагог и мемуарист, Черепнин по праву занимал видное место в русском музыкальном искусстве своего времени… Его блестящая, изысканная, исполненная неожиданных колористических красок и тембров музыка поражала современников своей смелостью и новизной».

О.М. Томпакова

Николай Николаевич Черепнин родился 3(15) мая 1873 г. в Петербурге. Отец будущего композитора, Николай Петрович Черепнин, врач по профессии, был человеком незаурядного ума и наряду с медициной живо интересовался литературой и искусством. Он имел обширные знакомства в кругах петербургской художественной интеллигенции, был лично знаком с Александром Николаевичем Серовым1, Модестом Петровичем Мусоргским, Федором Михайловичем Достоевским. «С артистической средой отец соприкасался через своих пациентов, среди которых было немало выдающихся музыкальных и театральных деятелей.

В гостеприимном доме его коллеги, доктора Е.А. Головина, отец приобщался к царившему там культу Мусоргского. Творец «Бориса Годунова» охотно исполнял на этих вечерах свои «новинки» и вдохновенно музицировал», – вспоминал позднее Николай в своих дневниках.

Музыкальные способности Николая Николаевича выявились уже в раннем возрасте. Его первым музыкальным учителем стала сестра отца Олимпиада Петровна, хорошо игравшая на рояле. Дальнейшие занятия музыкой были связаны с гимназическими годами. В 1883 г. Черепнин поступил в 6-ю Петербургскую гимназию, во главе которой стоял филолог и музыкант Дмитрий Николаевич Соловьев. Он создал в гимназии хор и оркестр из учащихся, которыми руководил дирижер и органист Мариинского театра Игнатий Касперович Воячек2.

В 1891 г. Николай окончил гимназию и, уступая настояниям отца, поступил на юридическое отделение Петербургского университета.

Среди его сокурсников оказались будущий художник Игорь Эммануилович Грабарь3 и дирижер Александр Борисович Хессин4. Осенью 1893 г., не оставляя занятий в университете5, он поступил в Петербургскую консерваторию в класс фортепиано профессора Карла Карловича Фан-Арка6. Вскоре Черепнин понял, что его настоящее призвание – не концертная эстрада, а композиция. Оставив класс Фан-Арка, он сдал экзамены на композиторское отделение Петербургской консерватории и был принят в класс известного в то время композитора и музыкального писателя Николая Феопемптовича Соловьева7. Но Николай Николаевич мечтал о занятиях под руководством Римского-Корсакова: «После долгих колебаний и волнений я решился наконец предстать перед Римским-Корсаковым, захватив с собой кое-какие сочинения… Николай Андреевич прослушал все очень внимательно, побеседовал со мной на кое-какие музыкальные темы и… сказал, что он примет меня в свой класс после того, как я получу от моего прежнего профессора согласие на переход из его класса». Так как Соловьев не возражал, Черепнин в 1894 г. стал учеником Римского-Корсакова.

Известный в музыкальных кругах Петербурга как отличный пианист-ансамблист, юный композитор еще в консерваторские годы сблизился с популярным скрипачом и музыкальным критиком Виктором Григорьевичем Вальтером8, с которым часто выступал в концертах. Благодаря Вальтеру Черепнин стал бывать на «пятницах» петербургской Академии художеств, на которых нередко звучала музыка. На одной из таких «пятниц» состоялся его дирижерский дебют9.

В мае 1898 г. композитор окончил Петербургскую консерваторию, пройдя весь курс за четыре года и, вплоть до 1921 г., вел активную творческую жизнь как композитор10 и дирижер. Являясь последователем своего педагога Николая Римского-Корсакова, он воспринимал все новые веяния в музыке. Первые его произведения были напечатаны уже в год выпуска: «6 романсов для меццо-сопрано» (op. 1), «Прелюдия к пьесе Принцесса Грёза» (op. 4), «Песнь Сафо» (op. 5). Некоторые исследователи склонны считать, что лучшие произведения композитора были написаны им в период до 1921 г., во времена композиторского союза с группой «Мир искусства». Потому его имя часто связывают с балетным жанром и творчеством балетной труппы Сергея Дягилева в Париже.

Огромен вклад Черепнина и в музыкальную педагогику. В 1905–1917 гг. он преподавал дирижирование в Петербургской консерватории (с 1909 г. в качестве профессора). Среди его учеников этого периода были Николай Борисович Обухов11 и Сергей Сергеевич Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений.

В период с 1918 по 1921 гг. Николай Николаевич являлся директором Тифлисской консерватории. В 1921 он вместе с семьей переехал во Францию, где сотрудничал с балетной труппой Анны Павловой. В 1925 г. благодаря его стараниям в Париже открылась Русская консерватория, которую он возглавил. С 1937 г. он также направлял деятельность Попечительского совета издательства «М.П. Беляев в Лейпциге». Однако в полной мере Черепнин не сумел прижиться вдали от Родины и завоевать себе там достойное место в современном музыкальном искусстве.

Внутренний настрой композитора определил и тот факт, что советская власть начала работу против «врагов страны». Долгие десятилетия имя композитора умалчивалось и не появлялось на театральных и концертных афишах, сочинения его не издавались. В этом он разделил судьбу многих других русских художников, после революции оказавшихся за рубежом. Заметен и упадок его творческой композиторской активности. В то же самое время написанные им в 1930-х гг. оперы «Сват» (по пьесе Александра Николаевича Островского12 «Бедность не порок») и «Ванька-ключник» (по одноименной пьесе Фёдора Кузьмича Сологуба13) – интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX в.

В конце 1930-х гг. Францию оккупировали войска фашисткой Германии, из-за чего семья Черепниных, и так находившаяся уже на грани нищеты, оказалась просто в катастрофическом положении14. Кроме диаспоры грузин-эмигрантов, почитавших Черепнина за исключительные заслуги перед грузинской музыкальной культурой и время от времени материально поддерживавших его, помощи ждать было неоткуда.

Весной 1944 г. был организован в Парижском зале Плейель концерт грузинской музыки. На этом же концерте было представлено новое произведение Николая Николаевича – «Грузинские погребальные песнопения» для оркестра, посвященные памяти Мелитона Андреевича Баланчивадзе15 и Захария Петровича Палиашвили16.

26 июня 1945 г. Николай Николаевич Черепнин скоропостижно скончался от сердечного приступа в своей квартире. Его похоронили на русской части кладбища Сент-Женьев де Буа близ Парижа.

Характеризуя жизнь и творчество композитора, хотелось бы привести высказывание известного музыковеда, кандидата искусствоведения, а также автора множества статей о русских композиторах Ольги Михайловны Томпаковой: «Черепнин прошел сложный и неоднозначный творческий путь, охвативший почти половину века. Воспитанный в традициях русской классики, восприняв всю сумму идей и художественных достижений Новой русской музыкальной школы, он был, пожалуй, одним из самых передовых по своим устремлениям композиторов, пришедших в русскую музыку после Глазунова и Лядова, одновременно со Скрябиным и Рахманиновым, но до начала активной деятельности Стравинского и Прокофьева. Многие сочинения Черепнина ориентированы на традиции Новой русской музыкальной школы, но еще большее число из созданных им произведений направлены в сторону новых художественных течений рубежа XIX и XX вв. – к явлениям русского литературного символизма, французского поэтического и музыкального импрессионизма, к новым исканиям в области театра и живописи. Поэтому стиль Черепнина – очень яркий, самостоятельный, выпуклый – состоит как-бы из смешения воедино традиций и новаторства, где старое неизменно оказывается благодатной почвой для прорастания нового. Не случайны поэтому замечания Асафьева о Черепнине как о художнике «непроторенных путей и доброго почина». Нельзя не отметить также новизну завоеваний Черепнина в области вокальных форм и жанров, его вклад в сокровищницу русского романса, который представлен в его творчестве в самом широком диапазоне – от жанра скромного бытового романса до развитых вокальных циклов и вокальных «серий», объединяющим началом для которых является стремление показать средствами музыки образный характер и стиль того или иного поэта. С именем Черепнина связано развитие такого характерного для искусства XX века явления, как жанр «стихотворения с музыкой».

* * *

По приглашению в 1899 г. Антона Степановича Аренского Николай Черепнин заведовал оркестровым классом Придворной певческой капеллы и хорошо представлял себе нужды современного ему церковного пения. И хотя, как композитор светский, он более тяготел к музыке симфонической, к сочинению композиций на духовные тексты он относился с особым трепетом и не мог остаться в стороне от нового течения в русской духовной музыке, захватившего внимание ведущих русских композиторов.

«Отец верил в Бога, любил Церковь, – вспоминал позднее сын Николая Черепнина Александр. – Митрополит Евлогий (Георгиевский) был его близким другом и подсказывал ему, на какое слово в богослужебном тексте лучше всего сделать музыкальный акцент».

Ранние духовно-музыкальные опусы Черепнина сразу заняли свое место в концертной практике. Уже в 1909 г. Александр Васильевич Никольский в своей статье «Духовные концерты и их задачи» упоминает имя Черепнина среди «главных представителей нового течения в русской церковной музыке – гг. Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Калинникова, Панченко, Черепнина и др.», которым, по его словам, отдавалось «явное предпочтение» в концертных программах. Сам композитор предполагал исполнение своих духовно-музыкальных сочинений и на клиросе, о чем свидетельствуют примечания в изданных нотах, но сложность музыкального языка, предполагающая высокопрофессиональное мастерство хористов, ограничивало возможность широкого употребления в церкви некоторых из его композиций.

__________

1 Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820 – 20 января (1 февраля) 1871) – русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.

2 Воячек Игнатий Касперович (22 ноября 1825 – 28 января (10 февраля) 1916) – музыкальный теоретик, родился в 1825 г. в Моравии. Посвятив свою деятельность изучению чешской народной музыки, Воячек собрал много чешских народных песен, легенд и танцев. В 1857 г. Воячек прибыл в Петербург и поступил на должность военного капельмейстера, а впоследствии в оркестр Михайловского театра. Воячек был также одно время органистом итальянской оперы. В 1862 г. приглашен в Санкт-Петербургскую консерваторию преподавателем элементарной теории, а в 1866 г. назначен профессором оркестровки.

3 Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) – русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

4 Александр Борисович Хессин (1869–1955) – российский музыкальный деятель, композитор и дирижёр, музыкальный педагог, впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР.

5 Который он в итоге окончил со званием кандидата права в 1895 г.

6 Карл Карлович Фан-Арк (28 августа 1839 – 11 августа 1902) – российский пианист, музыкальный педагог голландского происхождения. Сын органиста голландской церкви в Санкт-Петербурге.

7 Николай Феопемптович Соловьёв (27 апреля (9 мая) 1846 – 14 (27) декабря 1916) – русский композитор, музыкальный критик и педагог.

8 Виктор Григорьевич Вальтер (1865–1935) – русский скрипач, концертмейстер Императорской русской оперы в Петербурге в 1890–1915 гг.

9 Николай Черепнин исполнил с оркестром Мариинского театра «Струнную серенаду» Чайковского.

10 Творчество композитора довольно обширно. Среди оркестровых сочинений Черепнина (2 симфонии, Симфониетта памяти любимого учителя Николая Римского-Корсакова, симфоническая поэма «Судьба» (по Эдгару Алану По), Вариации на тему солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка», Концерт для фортепиано с оркестром и др.) наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд «Принцесса Греза» (по Э. Ростану), симфоническая поэма «Макбет» (по Вильяму Шекспиру), симфоническая картина «Зачарованное царство» (к сказке о Жар-птице), Драматическая фантазия «Из края в край» (по одноименному стиху Федора Тютчева), «Сказка о рыбаке и рыбке» (Александр Пушкин). Многого достиг Черепнин в кантатно-ораториальном жанре («Песнь Сафо» и ряд духовных сочинений a-cappella, в т. ч. «Хождение Богородицы по мукам» на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах («Старая песня» на стихи Алексея Кольцова), хоры на стихи поэтов-народовольцев Лиодора Пальмина («Не плачьте над трупами павших борцов») и т.д. Из других сочинений Черепнина следует назвать его замечательную фортепианную «Азбуку в картинках» с рисунками Александра Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырех валторн и другие ансамбли для различных составов. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки («Мельник-колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского, «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского и др.).

11 Николай Борисович Обухов (10(22) апреля 1892 – 13 июня 1954) – русский и французский композитор, теоретик музыки, изобретатель музыкальных инструментов; разработал собственную систему нотации.

12 Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля) 1823 – 2 (14) июня 1886) – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

13 Фёдор Кузьмич Сологуб, настоящая фамилия Тетерников (17 февраля (1 марта) 1863 – 5 декабря 1927) – русский поэт и писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма, охватившего всю Европу.

14 Заработки стали крайне редки и скудны. Иногда из беляевского издательства в Лейпциге поступали небольшие гонорары до тех пор, пока юрист издательства не был арестован немцами за поддержку русских и не выслан в Финляндию. В семье Черепниных постепенно распродали все, что представляло хоть какую-то ценность. Дело дошло даже до того, что зимой для растопки печки пришлось пожертвовать многими рукописями, в том числе и партиями Симфониетты в первоначальной редакции.

15 Мелитон Антонович Баланчивадзе (24 декабря 1862 (5 января 18630) – 21 ноября 1937) – грузинский композитор. Отец знаменитого хореографа Джорджа Баланчина и композитора Андрея Баланчивадзе.

16 Захарий Петрович Палиашвили (1871–1933) – грузинский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, крупнейший представитель грузинской классической музыки, народный артист Грузинской ССР.

Список использованной литературы:

1. Асафьев Б.В. Этюд о Черепнине. Последние произведения. Л.: Музыка, 1945.
2. Артемова Е.Г. Духовные песнопения Н.Н. Черепнина. Тамбов: Грамота, 2013.
3.
Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
4.
Дейкун Л.К. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Николая Черепнина. М., 1994.
5.
Томпакова О.М. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1991.
6. Черепнин Н.Н. Воспоминания музыканта. Л.: Музыка, 1976.

Источник: mepar.ru


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Н.Н. Черепнин: к 145-летию со дня рождения композитора — Клин православный