Автор: диакон Иоанн Иванов
Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1), – так начинает, дорогие братья и сестры, свое сегодняшнее послание апостол Павел. Сказано это не для того, чтобы разделить людей на разные категории – типа, мы в белых фраках, а вы все остальные…
У каждого человека есть абсолютно закрытая зона отношений с Богом, это интимная зона, в которую невозможно вмешаться никакому третьему лицу. Отсюда степень близости, доверия и особый для каждого человека путь следования за Христом. Однако тут речи не может быть о каких-то своих заслугах, качествах или преимуществах, поскольку нас всех, рано или поздно, уравнивают больничная койка и морщины на коже.
Слово сильные здесь применяется, безусловно, как степень и возможность духовного возрастания человека. И конечно, установив прочную связь со Христом, крепко следуя Евангелию, человек обретает тот фундамент, благодаря которому ему становится все равно – землетрясение ли рядом, наводнение или пожар. Какое событие может выбить почву из-под ног, когда моим стержнем является слово Божие, а камнем, на котором я стою – Христос и Его Церковь?
Апостол Павел, повторяю, говорит это не для того, чтобы разделить нас на категории – более сильных и менее сильных духовно. Важная задача в нашей жизни – не потерять объект любви (другого человека, образ Божий). Ведь как только у нас появляется возможность сравнивать, тут же возникает и соблазн выстроить некую шкалу – кто лучше, кто хуже, кто сильный, а кто немощный.… Согласитесь, довольно сложно представить, что любой из нас – это уже «плод», достойный замысла Божия. Вероятно, взгляд Пресвятой Троицы на нас все же несколько снисходительный… Но вспомним язык общения взрослого и ребенка. Взрослый человек глубоко и серьезно может говорить о каких-то вещах, а малыш к этому пока не способен. Однако адекватный взрослый всегда сходит до необходимого уровня общения, чтобы видеть это чудо взросления маленького человека. Но постепенно меняется, конечно, и язык. Поэтому, впитывая пример собственного и Божественного назидательства, – как с нами общается Христос, в какую меру роста ставит нас с собой, а он делает нас равными по отношению к себе, – мы можем его перенести на слова апостола Павла, и понять, что значит сильные, которые должны переносить слабости немощных.
Если воспринять это как возможность научиться любить, как миссию служения, то, безусловно, сколь глубокой ни была бы наша вера и сколь высоким ни было наше мнение о себе, она будет невыполнима без тех людей, которым мы должны отдавать себя. А без этого для человека станет невозможным почувствовать Божию любовь, и для него будет невозможно возрастать, уподобляясь Христу. Аминь.