Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Мф. 21, 33-42
Сегодня мы читали притчу о злых виноградарях. Притча – это образ, иносказание. Иисус Христос использует их для объяснения духовного смысла нашей жизни. В данном случае Господь говорит о богоизбранном израильском народе, который был призван хранить заповеди Божии и приносить благодатные плоды своей веры. Но мы должны помнить, что все евангельские сюжеты, даже те, которые, казалось бы, напрямую относятся к евреям эпохи Христа и к конкретным историческим лицам, имеют непосредственное отношение к нам, ведь история взаимоотношений с Богом повторяется, только с другими людьми и в иной ситуации.
Господь говорит, что один богатый и могущественный хозяин приобретает землю и устраивает на ней виноградник. Виноградная лоза требует постоянного ухода, поэтому он нанимает работников-арендаторов, которые должны там трудиться круглый год, отдавая определенную часть прибыли владельцу виноградника.
Хозяин сделал хорошую ограду, чтобы враги или дикие звери не разорили виноградник, обустроил специальное место, чтобы давить виноград, – точило – каменный бассейн, оборудованный прессами. Была построена башня (подобные есть у нас на Кавказе): с одной стороны, она является сторожевой, так как с нее за территорией виноградника наблюдает сторож, а с другой стороны, она может стать укрытием в случае нападения вооруженных разбойников.
Символически, все сделанное хозяином виноградника – это средства, необходимые для полноценной богоугодной жизни израильского народа, которые были даны Богом: закон, который открывал волю Творца, богослужения, обряды, Священное Писание. У иудеев были и пастыри – ученые мужи, призванные Богом к духовному руководству этим народом. То есть Господь дал евреям все для того, чтобы они могли сохраниться и выжить среди развращенного языческого общества, исполнять волю Божию и получать укрепление на жизненном пути.
С наемными работниками хозяин виноградника договорился, когда и в какой форме они должны с ним расплачиваться, и в назначенное время прислал слуг, чтобы получить обещанное. Но это вызвало у них нежелание платить арендную плату: почему он не пришел сам – может, уехал, заболел или… умер? Тогда ведь можно не платить. Они уже привыкли к хорошим условиям, чувствовали себя здесь комфортно. Так они и поступили: решили жить только сегодняшним днем и всех слуг, которых присылал хозяин, били, убивали, побивали камнями. «Зачем нам хозяин?» – рассуждали они подобно тому, как и мы часто говорим: «А зачем нам Бог?» Пока есть силы, здоровье и есть возможность – бери от жизни все!
Видя, что происходит, хозяин не хочет действовать силой, понимая, что, если оказывать на них давление, принуждая отдать долг, он получит желаемое, но внутренне эти люди не изменятся и даже ожесточатся еще сильнее. Поведение мудрого и терпеливого хозяина – образ Божией любви к нам: Ему не нужно ничего, кроме нашего сердца, нашей ответной любви, а по сути – нашего спасения. Господь готов ждать долго, чтобы мы духовно возросли для вечной жизни.
Пытаясь достучаться до сердец работников виноградника, пробудить их совесть, хозяин посылает своего сына: может, слугам они просто не поверили, а его-то точно узнают и устыдятся! Но наемные работники рассуждали иначе: «Если сын пришел, значит, дела хозяина совсем плохи… это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21,38). Убили и выкинули тело из виноградника…
Рассказав притчу, Господь обращается к следовавшим за ним представителям духовной элиты: Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?.. Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, – отвечают они и начинают понимать, что произнесли суд о самих себе (см. Мф. 40-41). Им также стало ясно, что Христос знает об их намерении Его убить.
Господь подтверждает, что все именно так и сбудется: духовные лидеры израильского народа убьют Его, но это станет их погибелью, потому что Господь призовет на их место других пастырей, которые будут трудиться по совести. И страшное предсказание Христа сбылось. Этот разговор происходил в 30-е гг. от Рождества Христова, а в 70-м году, в ходе иудейской войны, римскими войсками был взят штурмом Иерусалим, разрушен храм, миллионы иудеев убиты и проданы в рабство. Над руинами города поднималось множество крестов с распятыми на них евреями – защитниками города. А выжившие иудеи были в буквальном смысле изгнаны с земли обетованной – места, в котором они были поселены Самим Богом.
Главная причина произошедшего – в том, что большая часть (примерно две трети) иудеев отвергли Христа. Не признав Его как Мессию, обещанного Богом Спасителя, они перестали быть богоизбранным народом, а духовные пастыри показали свою неспособность быть его религиозными руководителями. Но Господь не изменяет Своих планов, на место недостойных членов избранного народа Он поставил тех, кто был гонимым и презираемым меньшинством, но являлся лучшей его частью. Это были те иудеи, которые приняли проповедь Христа и оказались верными Богу. Но отныне стать народом Божиим призваны не только верные Богу иудеи: в него войдет множество людей из самых разных национальностей, которые на протяжении 2000-летней истории будут жить по Христову Евангелию и приносить Богу плоды своего духа, своей христианской жизни.
Говоря о нерадивых пастырях, можно привести обличительные слова ветхозаветного пророка Иезекииля: горе пастырям.., которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? (Иез. 34, 2). Во все времена были и будут негодные работники в винограднике Божием – Церкви, больше думающие о собственной выгоде и благополучии, чем о спасении тех людей, которые им вверены Богом. Но все они оказываются в жизни потерянными для бессмертия, для вечной жизни с Богом, и, по сути, они глубоко несчастны. Но речь здесь в притче о злых виноградарях ведется не только о пастырях – все мы, христиане, призваны быть работниками на Божией ниве. Нива эта – душа человеческая, и Господь дает нам все средства, чтобы наши души оживали, чтобы мы были способны подняться выше животного состояния. Ведь человек – существо духовное, разумное, он призван жить на земле, отражая любовь и совершенство Божии, потому что он – Божий образ, Его портрет в нашем земном мире!
Да, с одной стороны, по-христиански жить трудно, уж очень сильно в нас страсти бушуют. Но еще труднее не жить по-христиански, тогда мы окажемся в «духовных джунглях», населенных «дикими зверями»: людьми, утратившими все нравственные и духовные критерии, а главное – веру в добро, справедливость и надежду на все хорошее и светлое. Страшно жить без Бога в сердце! Наша душа «по своей природе – христианка», она стремится к миру, к счастью, вечности – это стремление в нее заложено Богом. Человек несчастен не тогда, когда ему не хватает еды или одежды, это не самое главное, а когда он не живет по своему основному призванию – быть чадом Божиим, предназначенным к бессмертию.
Виноградник – это Церковь Христова, в которой мы трудимся над своей душой, и в то же время – этот мир, созданный Богом для человека. Как мы относимся к нему и к людям, которые нас окружают, да и к самой природе? Кто мы в этом мире – добрые работники или разбойники, ворвавшиеся на чужую территорию, чтобы схватить, что можно, и убежать, а дальше – будь что будет? Каждый из нас даст ответ за свою жизнь. На примере притчи о виноградарях ясно, что, если мы не выполним своего предназначения, Господь призовет других на наше место – и это касается как каждого человека, так и целых народов.
Часто мы кичимся своей православной историей, святыми и святынями – да, все это нам дал Господь, но во многом это уже в прошлом. А являемся ли мы Божиим народом сейчас? Порой удивляешься тому, что происходит: вчерашние выходцы из каких-то полудиких языческих племен становятся православными христианами, строят храмы, учатся вере, а народ, который тысячелетие был христианским, деградирует и духовно дичает. Мы жалуемся, что к нам мигранты «понаехали», а почему это происходит? Да потому, что мы сами уже не соответствуем своему призванию – быть христианским народом, мы даже работать не можем, да часто уже и некому.
Нельзя терять свое Богосыновство, это самое драгоценное, что есть у православного человека, потому что именно в общении с Богом мы обретаем смысл и подлинную радость жизни. Без этого человек, конечно, может жить и радоваться, как радуется, например, боров, когда ему в корыто еды насыпали и он, поев, лег в теплую лужу, не подозревая, что завтра его повезут на мясокомбинат. Нельзя же опускаться до такого состояния!
Мы – дети Божии, Его образы, и мы должны жить так, чтобы наша жизнь была похожа на жизнь Богочеловека на земле, чтобы в нас жил Христос. Необходимо стараться в мыслях и чувствах уподобляться Христу, тогда будет светлеть наша душа и мир вокруг нас. Мы должны быть добрыми работниками на Божьей ниве: каждый на том месте, куда его призвал Господь. Нам нужно быть Божьими людьми, живущими для вечности, идущими туда, чтобы вся наша земная жизнь, в меру наших сил, соответствовала нашему призванию детей Божиих. Аминь.