Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Гал. 1, 11-19
Фото: Ю. Павлюк
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11). Так, дорогие братья и сестры, мы узнаем, что Евангелие для многих искренних христиан – это не просто привычное собрание нескольких книг. Полный Канон Нового Завета появляется только к IV веку, но, тем не менее, мы слышим вдохновенную речь человека, который задолго до этого принял Евангелие и его благовествовал.
Апостол Павел не встречался до определенного момента ни с одним из учеников Христовых, но успешно проповедовал, организовал несколько христианских общин, и мы понимаем, что если бы он принес искаженное Евангелие или какое-то неправильное учение, оно бы не прижилось. Эти общины стали бы дикими деревцами, и плоды на них были бы горькими, не полезными.
Однако мы видим, что именно апостол Павел является апостолом язычников и основателем плодотворных церквей на территории Малоазийского, Балканского, Аппенинского полуостровов, т.е. в Италии, Греции и современной Турции. Поэтому нам нужно задуматься над двумя вопросами: «Как можно принять Евангелие, не держа в руках этой книги?» и «Может ли быть Евангелие от человека?» (ап. Павел утверждает, что принял Евангелие и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа).
Само Евангелие – Слово, то, о чем говорит Христос в своей проповеди и апостолы во второй части Нового Завета – это не просто благовестие во спасение, но и награда. То есть то, что я слышу, не просто радует мою душу и устремляет взгляд в вечность, но еще и является руководством к действию. Поэтому принятое Евангелие – плод моего умонастроения, то, как я принял Христа и как я за Ним следую. А, следовательно, возвращаясь к словам апостола Павла, откровение от Господа может быть только по духу, и человек, живущий по этому духу, может являться исполнителем этого Евангелия и никак иначе. Что мы и видим в итоге: до встречи с апостолами Петром и Иаковом, Павлом основаны христианские общины, приносящие плод веры – людей, в том числе проповедников и мучеников, которые строят свою жизнь во Христе и со Христом.
Почему же Евангелие не должно быть от человека? К сожалению, и история это доказывает, в разные времена возникает искушение взять в руки эту книгу и использовать ее как сборник цитат, как некое метательное оружие для достижения своих целей. Таких умельцев мы зовем еретиками или сектантами (от латин. secta, букв. отрезанная, отделенная), они берут только подходящую часть фразы, вырванную из контекста, а все остальное – «за борт!».
Евангелие Христово не таково! Христос цельный, и Его Церковь и Евангелие, то есть плод духа, который мы вынашиваем в себе – это цельное последование за Христом. Поэтому, самовольное искажение или использование набора цитат для своих целей являются не просто невыполнением Евангелия Христова, а Евангелием человеческим – «Ну мне же так удобно использовать слово Христа в своих целях!».
Поэтому, дорогие братья и сестры, избегая ошибки ранних христианских заблуждений и современных заблуждений разных христиан, в том числе в нашей церковной ограде, мы будем помнить слова апостола Павла, что Евангелие познается пло́дом – как я последовал за делом Христа. А также то, что Евангелие может быть сообщено человеку не просто через слово, которое мы прочитаем, а через тот дух, который мы принимаем, следуя за Ним. Аминь.