Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю о Страшном суде, 1Кор.8,8-13;9,1-2
Дорогие братья и сестры! Давайте поговорим о свободе. Во все времена стремление к свободе пропитывает политическую жизнь, но, конечно, разговор сегодня не об этом. К свободе человек стремится в совершенно разном возрасте. Подросток хочет избавиться от давления родителей, и поэтому заявляет о своей свободе, особенно, когда поймет, что ему уже восемнадцать. Ребенок чаще всего сопротивляется тем урокам, которые родитель изо дня в день ему внушает. Даже новорожденный малыш, который еще ничего не умеет, кроме того, как проявлять себя голосом, уже старается избавиться от пеленки или распашонки. «Дайте мне свободу!», – кричит этот маленький человек.
Очевидно, это такая встроенная функция, которая заложена в нас изначально. А значит, как и прочие важные потребности, она дана человеку Богом, и в ней нет ничего плохого. Однако любую благую потребность мы способны извратить. Поэтому, прибегая к церковному авторитету апостола Павла, давайте попробуем разобраться, о какой же свободе смело может заявлять христианин, чтобы быть не просто в каком-то качестве свободным, но чтобы эта свобода еще принесла новый взгляд на жизнь другим людям.
Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных (1 Кор. 8, 9), – начинает сегодня свое слово апостол Павел, и в целом мы понимаем, что речь здесь идет не о режиме, который установлен в том или ином государстве. Христианин ставит своей задачей следовать за Христом и попытаться преодолеть все, что встает у него на пути. Что же это, в первую очередь? Конечно, я сам! Насколько могу «я – хороший» победить себя плохого. Чаще всего – безуспешно, в одиночку – точно. Поэтому, когда мы сталкиваемся с этим понятием «свобода», то на глубинном уровне сознания натыкаемся на вопрос: «А могу ли я ограничить себя?», т.е. свободен ли я самому себе сказать «нет»?
Что получается? С одной стороны, я не справляюсь, так как чаще всего «нет» себе не говорю, с другой стороны, всегда находится для этого масса причин: мама и папа виноваты, распашонка виновата, президент плохой, и так – до бесконечности, мы эту историю знаем. В разном возрасте обязательно найдутся какие-то внешние причины для самооправдания.
Однако человек, снова и снова услышавший Христа, разумеет, что комфортного существования нет в жизни ограниченной и временной. Он уже столкнулся со Христом и понял, что есть Радость, которая выше всего того, что он повидал на земле. Он уже ощутил совместное пребывание с Богом как цель и высшее благо, т.е. счастье в своей полноте.
Что же делать? Не получается быть свободным, и поэтому на помощь приходит Церковь, которая говорит: «Мы понимаем, как тебе сложно…» Точно так же, как родители говорят ребенку: «Мы понимаем, что ты пока не научился пользоваться своей свободой, поэтому иди в школу…» И вот он мучается одиннадцать лет, думая, что потерял свои счастье и свободу, а дальше выходит в жизнь настоящим человеком. Конечно, должно еще пройти какое-то время, чтобы он стал похожим на родителей, но, тем не менее, он уже осознает: «Спасибо большое, вы ограничили мои «хотелки» и дали мне настоящую свободу!» Церковь говорит: «Мы понимаем, что очень сложно выжить в этом мире, он всегда будет против тебя, но вот, смотри, есть молитва (желательно, регулярная), есть ряд ограничений – не в смысле диеты, а что-то вроде упражнений, которые мы называем «пост» – попытка ограничить себя для достижения некоторого результата. Пусть Церковь поможет тебе научиться жить свободно!
Но если мы хотим соответствовать духу Христа, то этот дух свободы или свободной любви не сваливается как бесплатный бонус, он, безусловно, есть плод тяжелого усердного труда над самим собой. Мы сегодня слышали притчу о Страшном суде, где Господь недвусмысленно говорит, что научиться свободной любви можно только через объект любви – человека, когда ты действительно показываешь, что ты можешь, а что нет. Апостол Павел так и говорит: от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос (1 Кор, 8, 11), – оказывается, модель моего поведения или мой пример, является не только личным подвигом, это еще и проповедь той любви, свободного духа Христа, который я являю в мир.
Остается, дорогие братья и сестры, только обратиться ко Христу, потому что в одиночку эта свобода или победа над собственными грехами не достигается, а испытав хотя бы раз высшую радость жизни со Христом, человек будет стремиться к ней постоянно. Потому что это и есть цель нашего существования – жить с Богом для достижения полноты счастья. Аминь.