Image

«День покоя» и исцеление скорченной недугом женщины

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 26-ю по Пятидесятнице.
Лк.13:10–17

Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия от Луки об исцелении скорченной женщины. Христос приходит в субботу в синагогу, где иудеи собирались для совместной молитвы, чтения Священного Писания, бесед на духовные темы. Суббота у иудеев была праздничным днем. «Шаббат» в буквальном переводе с еврейского означает «день покоя», святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что шесть дней Бог творил этот мир, а в седьмой – находился в состоянии покоя. Покой нужно понимать не как отдых, а как особое мирное состояние, в котором Бог пребывает всегда и к которому Церковь призывает всех нас. Заповедь о почитании субботы необходима для того, чтобы человек в этот день оставил обычные дела, удалился от повседневной суеты и смог прийти душой в другое состояние, чтобы пребывать в молитве, и некоторым образом прикоснуться к Богу, а также более усердно исполнять Его волю.

Однако евреи той эпохи, собственно, как и многие современные христиане относятся к «дню покоя» как к обычному выходному, который позволяет подольше поспать, отдохнуть от ежедневных дел, развлечься. Но смысл заповеди о почитании субботы (для нас – воскресного дня) совершенно иной. Не просто отдохнуть, а провести этот день так, чтобы хоть немного прийти в себя: укрепиться на жизненном пути, общаясь с Богом и усердно исполняя Его заповеди, чтобы мир Божий коснулся нашего сердца.

Евреи считали, что главное в субботу – избегать всякой работы. Но Христос говорит: «Нет! Время, посвященное Богу – это время для совершения добрых дел по отношению к окружающим людям». Иисус Христос пришёл в синагогу, а где-то позади, в толпе, находилась изуродованная болезнью женщина, скорченная восемнадцать лет. Уродство – всегда трагедия, но для женщины в особенности. И казалось бы, в её положении разумнее было сидеть дома, но она каждую неделю ходила в синагогу, несмотря на постоянную боль и скорбь о своём болезненном состоянии. Значит Бог занимал значимое место в её жизни, и встреча с Ним для неё была очень важна, она жаждала услышать слово Божие, принять участие в совместной молитве, осмыслить те наставления, которые говорили в синагоге.

Господу, видящему сердце человека, не нужно спрашивать её о вере. Эта женщина не приближалась ко Христу, ни о чём не просила, но Господь Сам подозвал её и сказал неожиданные слова: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13:12–13). Благодаря возложению рук, у неё произошла не только духовная, но и телесная встреча со Христом, и у всех на глазах эта женщина распрямилась!

Казалось бы, какая радость: в «день покоя» человек наконец-то обрёл этот покой – и душа, и тело по Божественной воле были освобождены от мучительного недуга. Но начальник синагоги вознегодовал: его сестра по вере, соотечественница исцелилась… в субботу. Да не в этом, конечно же, дело. Истинной причиной его негодования стала обычная зависть: «пришёл Кто-то в синагогу и исцеляет тут…». Но напрямую обратиться с обвинениями ко Христу он не решился, мало ли, скорчит его потом до конца дней этот Чудотворец. Поэтому начальник синагоги обращается к народу: «нечего тут по субботам приходить исцеляться, приходите на буднях…» Похоже на помутнение разума. Получается, расписание повесить нужно? Так ведь это был первый случай исцеления в синагоге. Лицемер! Скотину домашнюю он по субботам кормит, поит, когда нужно – отвязывает, а человек, получается, хуже скотины? Когда человеку помогли, он негодует?!

Господь показывает нам, для чего нужны праздничные дни: не только для отдыха от будничных дел, не только для чтения Священного Писания и молитвы, но и для совершения добрых дел.

Зачем нам Церковь сегодня эту историю напоминает, чему мы должны из неё научиться? Во-первых, нужно понять, насколько важна общая молитва в воскресные и праздничные дни, насколько необходимо стремиться в храм в эти дни, и как важно ставить Бога на первое место в своей жизни. Потому что и мы тогда у Бога будем на первом месте.

Эта немощная женщина стояла позади всех, ведь лучшие места занимали самые почетные граждане, но Господь первой увидел именно её и ей единственной дал такой дар.

Во-вторых, эта женщина – образ состояния нашей души, её «скорченности», когда мы думаем только о земном, заботимся только о земных благах – как животные, не способные распрямиться и принять вертикальное положение, вынужденные смотреть только под ноги в поисках пропитания. Так и из нас стараются сделать общество потребления, превратить человека в скотину, которая жуёт и жуёт, видя в этом счастье своей жизни. Да так и помрёт с набитым ртом, вот только червяки «спасибо» не скажут.

Наша «скорченность» проявляется, когда мир духовный уходит из поля зрения, человек деградирует духовно, и только встреча со Христом и ответ на Его любовь могут помочь ему духовно распрямиться, увидеть Небо, которое несёт в себе и Бога, и Его любовь, и мир вечный.

Христианин должен видеть два мира – мир Божьей славы и наш, земной. Но вся наша земная жизнь должна освящаться духовным Солнцем – Христом, чтобы быть полноценной и настоящей. Чтобы «день покоя» действительно пришёл в наши сердца, и там воцарился мир. Господь говорит: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:22), – это Царство мира, любви и духовного покоя. И нам нужно много трудиться, молиться, стараться исполнять заповеди, чтобы этот мир побеждал в нас и вокруг нас, и чтобы через нашу живую связь мы встретились со Христом! Аминь.


 

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«День покоя» и исцеление скорченной недугом женщины — Клин православный