Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 26-ю по Пятидесятнице.
Лк.13:10–17
Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия от Луки об исцелении скорченной женщины. Христос приходит в субботу в синагогу, где иудеи собирались для совместной молитвы, чтения Священного Писания, бесед на духовные темы. Суббота у иудеев была праздничным днем. «Шаббат» в буквальном переводе с еврейского означает «день покоя», святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что шесть дней Бог творил этот мир, а в седьмой – находился в состоянии покоя. Покой нужно понимать не как отдых, а как особое мирное состояние, в котором Бог пребывает всегда и к которому Церковь призывает всех нас. Заповедь о почитании субботы необходима для того, чтобы человек в этот день оставил обычные дела, удалился от повседневной суеты и смог прийти душой в другое состояние, чтобы пребывать в молитве, и некоторым образом прикоснуться к Богу, а также более усердно исполнять Его волю.
Однако евреи той эпохи, собственно, как и многие современные христиане относятся к «дню покоя» как к обычному выходному, который позволяет подольше поспать, отдохнуть от ежедневных дел, развлечься. Но смысл заповеди о почитании субботы (для нас – воскресного дня) совершенно иной. Не просто отдохнуть, а провести этот день так, чтобы хоть немного прийти в себя: укрепиться на жизненном пути, общаясь с Богом и усердно исполняя Его заповеди, чтобы мир Божий коснулся нашего сердца.
Евреи считали, что главное в субботу – избегать всякой работы. Но Христос говорит: «Нет! Время, посвященное Богу – это время для совершения добрых дел по отношению к окружающим людям». Иисус Христос пришёл в синагогу, а где-то позади, в толпе, находилась изуродованная болезнью женщина, скорченная восемнадцать лет. Уродство – всегда трагедия, но для женщины в особенности. И казалось бы, в её положении разумнее было сидеть дома, но она каждую неделю ходила в синагогу, несмотря на постоянную боль и скорбь о своём болезненном состоянии. Значит Бог занимал значимое место в её жизни, и встреча с Ним для неё была очень важна, она жаждала услышать слово Божие, принять участие в совместной молитве, осмыслить те наставления, которые говорили в синагоге.
Господу, видящему сердце человека, не нужно спрашивать её о вере. Эта женщина не приближалась ко Христу, ни о чём не просила, но Господь Сам подозвал её и сказал неожиданные слова: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13:12–13). Благодаря возложению рук, у неё произошла не только духовная, но и телесная встреча со Христом, и у всех на глазах эта женщина распрямилась!
Казалось бы, какая радость: в «день покоя» человек наконец-то обрёл этот покой – и душа, и тело по Божественной воле были освобождены от мучительного недуга. Но начальник синагоги вознегодовал: его сестра по вере, соотечественница исцелилась… в субботу. Да не в этом, конечно же, дело. Истинной причиной его негодования стала обычная зависть: «пришёл Кто-то в синагогу и исцеляет тут…». Но напрямую обратиться с обвинениями ко Христу он не решился, мало ли, скорчит его потом до конца дней этот Чудотворец. Поэтому начальник синагоги обращается к народу: «нечего тут по субботам приходить исцеляться, приходите на буднях…» Похоже на помутнение разума. Получается, расписание повесить нужно? Так ведь это был первый случай исцеления в синагоге. Лицемер! Скотину домашнюю он по субботам кормит, поит, когда нужно – отвязывает, а человек, получается, хуже скотины? Когда человеку помогли, он негодует?!
Господь показывает нам, для чего нужны праздничные дни: не только для отдыха от будничных дел, не только для чтения Священного Писания и молитвы, но и для совершения добрых дел.
Зачем нам Церковь сегодня эту историю напоминает, чему мы должны из неё научиться? Во-первых, нужно понять, насколько важна общая молитва в воскресные и праздничные дни, насколько необходимо стремиться в храм в эти дни, и как важно ставить Бога на первое место в своей жизни. Потому что и мы тогда у Бога будем на первом месте.
Эта немощная женщина стояла позади всех, ведь лучшие места занимали самые почетные граждане, но Господь первой увидел именно её и ей единственной дал такой дар.
Во-вторых, эта женщина – образ состояния нашей души, её «скорченности», когда мы думаем только о земном, заботимся только о земных благах – как животные, не способные распрямиться и принять вертикальное положение, вынужденные смотреть только под ноги в поисках пропитания. Так и из нас стараются сделать общество потребления, превратить человека в скотину, которая жуёт и жуёт, видя в этом счастье своей жизни. Да так и помрёт с набитым ртом, вот только червяки «спасибо» не скажут.
Наша «скорченность» проявляется, когда мир духовный уходит из поля зрения, человек деградирует духовно, и только встреча со Христом и ответ на Его любовь могут помочь ему духовно распрямиться, увидеть Небо, которое несёт в себе и Бога, и Его любовь, и мир вечный.
Христианин должен видеть два мира – мир Божьей славы и наш, земной. Но вся наша земная жизнь должна освящаться духовным Солнцем – Христом, чтобы быть полноценной и настоящей. Чтобы «день покоя» действительно пришёл в наши сердца, и там воцарился мир. Господь говорит: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:22), – это Царство мира, любви и духовного покоя. И нам нужно много трудиться, молиться, стараться исполнять заповеди, чтобы этот мир побеждал в нас и вокруг нас, и чтобы через нашу живую связь мы встретились со Христом! Аминь.